С появлением Starliner НАСА, наконец, осознало свои давние усилия по доставке на космическую станцию капсул с экипажем от конкурирующих американских компаний.
У SpaceX уже есть разбег. Компания Илона Маска провела такое же испытание три года назад и с тех пор запустила на космическую станцию 18 астронавтов, а также туристов.
«Сегодня знаменательная день», — сообщил по радио астронавт НАСА Боб Хайнс с орбитального комплекса. «Starliner прекрасно смотрится перед станцией», — добавил он.
Предыдущий раз, когда Starliner компании Boeing летал в космос, он так и не приблизился к станции, оказавшись на неправильной орбите.
На этот раз отремонтированный космический корабль добрался до точки назначения после запуска в четверг и пристыковался к станции спустя 25 часов. Автоматическое сближение прошло без особых проблем, несмотря на отказ нескольких двигателей.
Если остальная часть миссии Starliner пройдет успешно, Boeing будет готов к запуску первого экипажа к концу этого года. Астронавты, которые, вероятно, будут в первом экипаже Starliner, присоединились к авиадиспетчерам Boeing и НАСА в Хьюстоне, когда действие разворачивалось на высоте почти 435 километров.
НАСА хочет выбора, когда дело доходит до службы такси для астронавтов во Флориде. Директор Билл Нельсон сказал, что долгий путь Boeing со Starliner подчеркивает важность наличия двух типов капсул для экипажа. Американские астронавты летали на российских ракетах после завершения программы шаттлов до первого полета экипажа SpaceX в 2020 году.
Первый испытательный полет Boeing Starliner в 2019 году сопровождался ошибками программного обеспечения, которые прервали миссию и могли обречь космический корабль на гибель. Это было исправлено, но, когда прошлым летом новая капсула ожидала старта, проржавевшие клапаны остановили обратный отсчет. Последовали новые ремонты, Boeing потратил почти 600 миллионов долларов на переделку.
Прежде чем позволить Starliner приблизиться к космической станции в пятницу, наземные диспетчеры Boeing отработали маневрирование капсулы и протестировали ее роботизированную систему обзора. По словам Боинга, все прошло хорошо, за исключением контура охлаждения и четырех отказавших двигателей. Капсула поддерживала постоянную температуру внутри и имела множество других двигателей для управления.
Как только Starliner оказался в пределах 15 километров от космической станции, диспетчеры полетов Boeing в Хьюстоне могли видеть космическую станцию через камеры капсулы. "Мы машем. Вы нас видите?" — пошутил Хайнс.
Ответом Starliner было молчание. Место командира снова занял манекен по имени ракетчица Рози - космическая версия клепальщицы Роузи из Второй мировой войны.
Блестящая бело-голубая капсула зависла в 10 метрах от станции почти на 2 часа — значительно дольше, чем планировалось, — пока диспетчеры регулировали стыковочное кольцо и следили за тем, чтобы все остальное было в порядке. Когда загорелся зеленый свет, Starliner сократил разрыв за 4 минуты, вызвав аплодисменты в центре управления Boeing. Аплодисменты разразились, как только защелки были плотно заперты.
«Эти последние 48 часов были просто бурей, так что сегодня ночью сможет очень хорошо выспаться», — сказал Марк Наппи, вице-президент и директор программы Boeing для экипажей.
Это был двойной праздник для директора коммерческой программы НАСА Стива Стича, которому в пятницу исполнилось 57 лет. «Какой это был невероятный день рождения», — сказал он журналистам.
Семь астронавтов космической станции выгрузили продукты и снаряжение из Starliner. В отличие от капсулы SpaceX Dragon, которая приводнится у побережья Флориды, Starliner будет садиться в Нью-Мексико в следующую среду.