Хотя Марс сейчас представляет собой замерзшую пустыню, по словам ученых на Марсе есть свидетельства наличия древних озер, существовавших миллиарды лет назад, которые могут содержать свидетельства существования древней жизни и климатических условий на Красной планете. Проведя метаанализ многолетних спутниковых данных, свидетельствующих о существовании озер на Марсе, доктор Джозеф Михальски, геолог из Департамента наук о Земле Университета Гонконга (HKU), предположил, что ученые могли резко недооценить количество древние марсианские озера, которые когда-то существовали.
Михальски и его международная команда недавно опубликовали свои результаты в журнале Nature Astronomy, в которых описывается глобальный анализ древних марсианских озер. «Мы знаем примерно о 500 древних озерах, образовавшихся на Марсе, но почти все известные озера имеют площадь более 100 кв.км», — объясняет Михальски. «На Земле 70% озер меньше этого размера, они встречаются в холодных условиях, когда ледники отступили. Эти небольшие озера трудно идентифицировать на Марсе с помощью спутникового дистанционного зондирования, но многие небольшие озера действительно существовали. Вполне вероятно, что по меньшей мере 70% марсианских озер еще предстоит обнаружить». Ученые наблюдают за этими небольшими озерами на Земле, чтобы понять изменение климата. Недостающие небольшие озера на Марсе также могут содержать важную информацию о прошлом климате.
В статье также сообщается, что большинство известных марсианских озер датируются периодом от 3500 до 4000 миллионов лет назад, но каждое из озер могло просуществовать только геологически короткое время (от 10 000 до 100 000 лет) в течение этого промежутка времени. Это означает, что древний Марс, вероятно, также был в основном холодным и сухим, но эпизодически нагревался в течение коротких периодов времени. Михальски добавляет: «Из-за более низкой гравитации на Марсе и вездесущей мелкозернистой почвы марсианские озера были бы очень мутными, из-за чего не позволяли бы свету проникать очень глубоко, что могло бы стать проблемой для фотосинтезирующей жизни, если бы она существовал».
Озера содержат воду, питательные вещества и источники энергии для возможной микробной жизни, включая свет для фотосинтеза. Таким образом, озера являются главными объектами астробиологических исследований марсоходов, таких как марсоход НАСА Perseverance, который сейчас находится на Марсе. Но Михальски предупреждает: «Не все озера были одинаковыми. Другими словами, некоторые марсианские озера были более интересны для микробной жизни, чем другие, потому что были большими, глубокими, долгоживущими и имели широкий спектр окружающей среды, такой как гидротермальные системы, которые могли способствовать формированию простой жизни». С этой точки зрения имеет смысл нацеливаться на большие, древние, экологически разнообразные озера для будущих исследований.
«Земля является домом для многих сред, которые могут служить аналогами других планет. От суровой местности Шпицбергена до глубин озера Моно — мы можем определить, как разработать инструменты для обнаружения жизни где-либо еще прямо здесь, у себя дома. Большинство этих инструментов нацелены на обнаружение остатков микробной жизни», — сказал доктор Дэвид Бейкер, эколог из Школы биологических наук HKU, хорошо осведомленный о микробных системах Земли в озерах.
Китай успешно посадил первый посадочный модуль Zhurong на Марс в мае этого года. Zhurong сейчас бродит по равнинам Утопии, исследуя минералогические и химические ключи к недавнему изменению климата. Китай также планирует миссию по возвращению образцов, которая состоится в конце этого десятилетия и может быть нацелена на одно из интересных озерных месторождений.