В 1982 году
«Вояджер-2» пролетел мимо Урана ближе, чем любой другой космический корабль с
тех пор, и теперь — через 46 лет после запуска — проходит через созвездие Павлина,
примерно в 179 световых годах от Земли.
В последние годы
было мало сопоставимых спутниковых миссий. Стоимость является основным
препятствием, но и сроки также являются весомым фактором. На просчет
конструкции для таких дальних путешествий уходят годы, а на планирование и
постройку космического корабля уйдет около 10 лет. Учитывая время, которое
потребуется спутнику для достижения отдаленных целей, это означает, что наш
следующий взгляд на звезды, скорее всего, не произойдет в ближайшее время.
Группа ученых во
главе со Славой Турышевым из Лаборатории реактивного движения Калифорнийского
технологического института, которая запустила спутники «Вояджер» еще в 1977
году, стремится вернуть космические исследования в нужное русло. Команда
предлагает новое средство передвижения, которое могло бы доставить нас к
звездам быстрее и дешевле.
В статье, опубликованной
на сервере препринтов arXiv, Турышев и более двух десятков коллег-исследователей
из США и Европы предложили объединить миниатюрные спутниковые устройства с
процессом солнечной энергии, что позволило бы создать быстрый, недорогой и
легкий способ передвижения.
Полеты в космосе с использованием солнечного паруса - это процесс, при котором давление, создаваемое солнечным излучением, используется для движения. Последние инновации в этой технологии были продемонстрированы в ходе успешной краудфандинговой миссии 2019 года, проведенной в рамках проекта LightSail-2 Планетарного общества.
Исследователи
объясняют: «Солнечные паруса получают тягу за счет использования легких
материалов с высокой отражающей способностью, отражающих солнечный свет, для
приведения в движение космического корабля в космосе. Непрерывное давление
фотонов Солнца обеспечивает тягу, устраняя необходимость в тяжелом одноразовом
топливе, используемом обычными бортовыми химическими и электрическими
двигательными установками, которые ограничивают продолжительность миссии и места
пассажиров».
Они говорят, что
паруса намного дешевле, чем тяжелое оборудование, используемое в настоящее
время для движения, и что вездесущее постоянное давление солнечных фотонов от
Солнца делает тягу доступной для широкого спектра транспортных маневров, таких
как зависание или быстрая смена плоскости орбиты.
Солнечные паруса
и миниатюризация «продвинулись за последнее десятилетие до такой степени, что могут
позволить вдохновляющим и доступным миссиям достигать дальше и быстрее, вглубь
внешних регионов Солнечной системы», — говорится в отчете.
Исследователи
называют слияние этих двух технологий концепцией Sundiver.
«Быстрые,
экономичные и маневренные парусные суда, которые могут путешествовать за
пределами плоскости эклиптики, открывают новые возможности для доступного
исследования Солнечной системы с большими перспективами для гелиофизики,
планетологии и астрофизики», говорится в отчете.
Благодаря
повышенной маневренности космический корабль может легко доставлять небольшие
полезные нагрузки в несколько пунктов назначения, если это необходимо, и стыковаться
с соответствующими модульными кораблями. Исследователи добавляют, что опора на
Солнце и миниатюризация носителя, не требующая специальной стартовой площадки,
окажутся значительными средствами экономии финансов: «Существенной причиной
высоких затрат является наша текущая зависимость от медленных и дорогих
химических двигателей, работающих на пределе своих возможностей, что фактически
делает нынешнюю парадигму исследования Солнечной системы неустойчивой. Нужен
новый подход».
Комментарии: