Много чего из старых добрых деньков осталось позади: детские игры на улице, фрукты, которые вкуснее, чем кажутся, роскошные авиаперевозки. Но разве можно носталгировать по вчерашним огромным компьютерам, которые по всем параметрам уступают маленьким современным ПК и КПК?
“Ничто не сравнится с вашей первой любовью,” – говорит Эд Телен, инженер на пенсии, который с ещё 30 коллегами восстановил винтажный компьютер IBM 1401 для Музея Компьютерной Истории, в городе Mountain View, Калифорния. “Это механическое устройство: в ленточном механизме есть воздушный сенсор, маленькая резиновая мембрана с контактами, и вы можете видеть, как компьютер работает. А в современных компьютерах это просто магия – детали длиной в несколько нанометров, которые вы никогда не увидите.”
Во время расцвета 1401-ых, в 1960-х годах, использовалось 9300 таких машин. Вместе с 6000 последующих моделей к 1967 году линия 1400-х представляла половину компьютеров во всём мире. Компании использовали их главным образом для задач сортировки, особенно для ведения счетов, платёжных ведомостей, анализа денежных переводов.
Существование этих машин нашло отражение в культуре. В фильме Доктор Стрейнджлав (Dr. Stranglelove, 1964), чёрной сатире на ядерную войну, 1401-й появлялся в одной из сцен. Исландский композитор Йохан Йохансон написал произведение для оркестра ”IBM 1401: Руководство Пользователя” (”IBM 1401: A User’s manual”, 2006), который можно приобрести на iTunes.
Машина стала культовой, потому что она была простой и недорогой. 1401-й обрабатывал числа в десятичной системе счисления и принимал числа разных диапазонов. Компании получали их в рассрочку за 6500$ в месяц (45000$ сейчас) – цена за одно устройство, полностью основанное на транзисторах, и комплект программ. Такие условия предлагались только для больших систем из шести и более машин.
Музей получил 1401 даже на более выгодных условиях, когда пять энтузиастов отдали ему компьютер, который купили на немецком eBay за 21000$.
Частично, низкая цена вызвана тем, что компьютер получил повреждения, когда хранился в Гамбурге, повреждения, на устранение которых ушло 10000 человеко-часов. Устранить их помогало то, что сами энтузиасты не молоды: например, Боб Эриксон занимался снабжением флота США продукцией IBM в 1943 году, и у проекта не было проблем с деталями. Так же цена отражает страсть продавца к старой технике: немецкий инженер, который купил этот компьютер для себя в 1972 году, когда IBM прекратило поддержку модели, и который не решился выбросить его, когда его жизнь закончилась. И конечно же, тут проявился закон Мура: устройство 1401-ого, все его 4 тонны, содержат одну миллионную вычислительной мощности настольного ПК за 600$.
Недавно музей приобрёл ещё один IBM 1401 в Коннектикуте. Вместе машины потребляют 20 киловатт, как четыре электрические плиты со всеми включёнными конфорками.
Комментарии: