Однако, один бывший инженер NASA полагает, что человеческая миссия на Марсе является весьма выполнимой, и это объединило бы мир как никогда прежде. Но предложение Джима Маклэйна включает несколько главных ограничений: полёт на Марс должен быть в один конец, и иметь команду только из одного человека.
Маклейн работал в NASA в течение 21 года перед переходом на работу в частной проектной фирме в 2007. Возможность посмотреть издалека на действия NASA дало ему новую перспективу.
Маклэйн называет своё предложение "Духом Одинокого Орла," из уважения к первому трансантлантическому перелёту Чарльза Линдберга из Нью-Йорка в Париж в 1927 году.
Идея Маклэйна произошла от его знакомства с российским космонавтом. "Я заметил, что космонавт, казалось, был человеком немного более другого типа чем американский астронавт," рассказывает Маклэйн. "Космонавты - прежде всего пилоты, и как летчики - испытатели, они очень сосредоточены на результате. Критерии выбора современных американских астронавтов другие, например коммуникативные и социальные навыки, и большинство из них имеет ученые степени. Но космонавт поразил меня, как предприимчивый, добивающийся своей цели тип, похожий на наших первых астронавтов 1960-ых годов."
Возвращение к концепции целеустремлённых астронавтов 1960-ых и к цели пилотируемого приземления за короткий срок, как в проекте Аполлон, является единственным способом, которым мы доберемся до Марса. Дополнительно, без возвращения, одиночная миссия решает многие из проблем, в настоящее время стоящих перед полётом туда и обратно, без многочисленной команды.
"Если мы устраняем потребность стартовать с Марса, мы устраняем большинство препятствий, встающих перед миссией," говорит Маклэйн. И из-за маленького размера команды, космический корабль мог быть меньше и потребность в запасах была бы уменьшена, делая миссию, более дешевой и менее сложной.
В то время как некоторые могли бы классифицировать это как миссию самоубийства, Маклэйн чувствует, что концепция верна.
"Существует конечно огромный риск," говорит Маклэйн, "но я думаю, что вы скажете то же самое и про одиночное восхождение на гору. Люди делают опасные вещи все время, и полёт на Марс был бы действительно уникальной вещью. Я не думаю, что сушествует нехватка людей, которые захотели бы участвовать в этой миссии. Линдерберг был таким человеком, он желал рисковать всем, потому что это стоило того. Я не думаю, что будет трудно найти другого Линдерберга для полёта на Марс. Это будет самой легкой частью этой программы."
И как Аполлон, эта миссия стимулировала бы новые технологии и повторно подхлестнула бы науку. Маклэйн чувствует, что миссия на Марс должна быть международной, охватывая вклады от многочисленных наций, для представления вехи в развитии человеческого рода.
Я думаю, что люди забыли, какое возбуждение вызвала программа Аполлона, - рассказывает он. - И это происходило не только здесь в США; целый мир был взволнован. Этот энтузиазм был бы самым большим эффектом программы, которая доставила человека в Марс, выше всего прочего: новых рабочих мест, или стимуляция экономики, или дополнительного развития технологий. Мы - все люди, и идея посылать одного из нашего вида в полёт была бы замечательным приключением для всего мира. И целый мир наблюдал бы, говорит Маклэйн, таким образом, одинокий астронавт не будет испытывать полностью одиночество. "Мы имели бы постоянную связь," рассказывает он. "Астронавты на Международной Космической станции имеют целую армию людей на земле, следящими за тем что они делают. Они действительно не имеют никакого покоя. Кто - то постоянно планирует и контролирует их действия. Я не думаю, что одиночество - большая часть проблемы в миссии на Марс."
Конечно, к надежде Маклэйна, астронавту одиночке, через некоторое время присоединились бы и другие. Орбитальная механика предоставляет одно окно запуска от Земли до Марса каждые 26 месяцев. “Этот человек не был бы там один очень долго. Невозможно только возвращение домой» говорит он. Другой вариант, предложенный Маклэйн, индивидуальный и команда с одной женщиной, возможно создавая ситуацию Адама и Евы.
Беспилотные корабли могли бы начать доставлять на Марс приспособления для поддержания жизни, ресурсы и коммуникационное оборудование даже прежде чем человеческая миссия начнется. Лучшим местоположением на Марсе была бы низкая, защищенная область, возможно, у основания каньона, который обеспечит защиту от радиации и погоды, так же из за максимально возможного атмосферного давления.
Несмотря на большое количество технических проблем, Маклэйн считает, что раз технические проблемы не удержали программу Аполлон, то они не должны удержать и миссию на другую планету.
"Я помню, в начале программы Аполлон, было еще даже больше технических проблем, чем возникает перед нами в полёте к Марсу," рассказывает Маклэйн. "Люди не понимают это, или забыли этот факт. Некоторые вещами были огромными белыми пятнами тогда, любое из которых, могло стать накладкой для человеческой посадки на Луну."
Маклэйн рассказал, что ранние проектировщики космического корабля Аполлон сильно рисковали первые 3 или 4 года разрабатывая высокомощные транзисторы и маленькие компьютеры навигации. Это был единственный путь облегчения космического корабля для посадки на луне. "Это была почти научная фантастика, но кто-то думал, что это могло создано в течении нескольких лет, и уверен достаточно, чтобы технология была усовершенствована вовремя, что сделать миссию возможной," считает он.
Джим Маклэйн во время своей работы в NASA.
В то время астронавт Аполлон 11 Базз Олдрин и известный автор и физик Пол Давис также защищают перелет без возвращения с Марса, однако в нашем несклонном к риску обществе большинство людей смотрят искоса на эту идею.
Даже при том, что исследователи в прошлом путешествовали, например, на южный или Северный полюс, зная, что они никогда не смогут вернуться, тысячи иммигрантов переехавших в США в 1800 и 1900-ых годах, зная, что они никогда не увидят свою родину снова, человеческая душа по-видимому достаточно изменилась, и теперь билет в один конец до другой планеты не приемлем. Согласно психологу из Спрингфилда США Молли Дулей (Molly Dooley), скорее всего требуется кризис на Земле чтобы люди серьезно рассмотрели такую миссию. "Обычно такие первопроходцы лишенны гражданских прав," считает она. "Когда наша среда больше не работает на нас, мы становимся более склонны рисковать. Различие между людьми, которые интересуются и теми, кто нет, в их отношении к текущей ситуации."
Маклэйн считает, что главная причина по которой NASA не в состоянии сосредоточиться на человеческой миссии на Марсе проста: NASA не получает достаточного финансирования. "Это имеет место уже много лет," рассказывает он. "Они не получили достаточно денег для устранения проблемы с шаттлом, и они всегда хронически испытывали недостаток в деньгах. То, как мы финансируем NASA, - большое препятствие, так как каждый год, NASA идёт попрашайничать в Конгресс для финансирования. Китайская космонавтика, с другой стороны, имеет преимущество в этом, они планируют свои проекты на пятилетку. Если мы действительно хотим полететь куда-нибудь, мы должны будем изменить финансирование NASA. "
Но Маклэйн думает, что NASA ошибается в том, что они даже не рассмотрели вариант односторонней миссии на Марс. "В течение более чем сорока лет они изучили многие варианты, но они даже не думали об односторонней миссии на Марс," заканчивает он. "Мы не должны застрять на этой глыбе навсегда. Я полагаю, что попытки добраться до других мест лежат в нашей человеческой природе, а мы уже почти полностью исходили этот мир. Я думаю, теперь самое время, чтобы дотянуться до нового места чтобы начать исследования с чистого листа. И нет такой отговорки, чтобы убедила не пробовать."
Комментарии: