Когда в его дом приходят внезапные гости, которые могут столкнуться с его двухлетним сыном (семейная пара не называет его имени в целях сохранения секретности), они первым делом дают письменное согласие на съёмку и запись разговора. Это необычно, но пара просто пробует уведомить людей, что их действия и голоса могут быть записаны 11 сверхширокоугольных камерами и 14 микрофонами, расставленными в их доме в Кембридже (Массачусетс), регистрирующих почти каждый звук, которых их сын когда-либо произносил.
Эксперимент имеет две главных цели: понять, как дети приобретают навыки речи и использовать собранные данные, чтобы научить робота говорить.
Деб Рой записывал почти весь лепет своего ребенка, в течении первых двух лет жизни мальчика, чтобы получить сведения о том, как дети учатся использовать язык. WEBB CHAPPELL/MIT
39-летний Рой - глава группы по разработке познавательных машин в лаборатории средств информации массачусетсского технологического института, - документирует каждый разговор между родителем и ребенком рамках «Проекта Человеской Речи» («Human Speechome Project»). Он оценивает, что в конце этого года, когда он закончит фазу регистрации, он соберет приблизительно 200 000 часов видео и многодорожечных звуковых данных - или приблизительно 70 процентов первых двух лет жизни ребенка, наряду с самым началом третьего года жизни.
Рой начал этот проект после того как он зашёл в тупик в своём исследовании специфичного бота «Toco». Работая аспирантом в в лаборатории средств информации массачусетсского технологического института, он надеялся научить робота говорить, загрузив в него программное обеспечение для обработки сложных изображений и речи, объединенное с самообучающимися алгоритмами. Однако, когда Рой поместил шар перед камерой бота, он понял, что машина не может понять различие между значениями "шар" (объект) и "круглый" (свойство объекта), оба термина были представлены одинаково в памяти машины .
Он решил, что первый шаг к преодолению этой проблемы - выяснить как маленькие дети учатся решать ту же самую проблему.
Прежде исследователи пробовали распутать процесс постижения речи, подслушивая в течение нескольких часов в лаборатории или в домашнем условиях разговоры матерей с детьми. Но было трудно сделать какие либо твердые выводы из таких ограниченных наблюдений. "В эволюционной психологии (занимается психологическими темами с точкой зрении биологической эволюции) долго существовал компромисс между собиранием большого количества данных от небольшого количества детей и сбором маленького количества данных от намного большего числа детей," рассказывает лингвист Гарвардского Университета Стивен Пинкер (Steven Pinker), предложивший подобную идею несколько лет назад, "в случае экспериментов, таких как эксперимент Роя, полученные данные хорошо подходят для большинства случаев, до тех пор пока рассматриваются основные вопросы, в которых нормальные дети вряд ли покажут многочисленные индивидуальное вариации."
Рой, инженер по специальности, обещает выжать все соки из своего колосального набора данных, в попытке идентифицировать шаблоны из того, как он, его жена - Rupal Patel, профессор патологий речи из Северо-восточного Университета в Бостоне и малыш разговаривают, так как общие концепции выучены и уроки прошлого освоены. (Он отмечает что, если оба ваших родителей - профессора, "то вы вероятно должны слышать интересные разговоры.") Он надеется реконструировать умственные процессы, которые позволяют ребенку постепенно приложить значения и выражения к словам, изучая определенные ключи: каким словом говорили (например, "еда?"); кто сказал это слово (Patel); что говорящий хотел сделать в это время (посадить ребёнка на стул для кормления); и ответ малыша ("Нет").
Комментарии: