В 1976 году главным разработчиком корабля стало специально созданное НПО "Молния". Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом боевого космического корабля "Спираль".
Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе, начиная с 1980 года, и уже к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда — воздушным транспортом, на специальном самолете-транспортировщике ВМ-Т, на космодром Байконур.
Свой первый и единственный космический полёт "Буран" совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя "Энергия". Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта. Единственный летавший в космос "Буран" был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя "Энергия". Так закончилась программа "советских шаттлов".
Комментарии: