Международное давление
Американский отраслевой журнал Defense News, например, цитировал анонимное заявление индийских чиновников из министерства обороны, что их страна уже начала развивать своё собственное ракетное (без взрывчатки (кинетическое)) и лазерное противоспутниковое оружие.
МиГ-31 может нести и противоспутниковые ракеты...
Если Индия пойдёт по этой дорожке, ее главный соперник, Пакистан будет вероятно следовать за ней. Как и Индия, Пакистан имеет хорошо-развитую программу баллистических ракет, включая ракеты средней дальности, которые могли бы быть использованы как противоспутниковая система. Даже Япония, третья главная сила в Азии, могла бы присоединиться к такой космической гонке. В июне 2007 года национальный парламент Японии начал обсуждать билль, поддержанный текущим премьер-министром (Ясуо Фукуда), который разрешит созданий спутников для "вооруженных сил и национальной безопасности".
Что касается России, вскоре после китайских испытаний президент России Владимир Путин повторил позицию Москвы против вооружения космоса. Тем не менее, он отказался критиковать действия Пекина и вместо этого обвинял США. Американские усилия по строительству ракетной системы защиты, как считает Путин, все более и более агрессивны. Именно американские шаги по военному освоению космоса вызывали ответные шаги Китая.
Учитывая быстрое увеличение орбитальных объектов, сторонники здравой стратегии космической войны полагают, что вооружение небес неизбежно и что это было бы лучшим для США, чтобы быть там первым с огневой мощью. Противоспутниковое и оружие космического базирования, - аргументируют они, - будет необходимо не только, чтобы защитить американские военные и коммерческие спутники, но также чтобы не дать любому будущему противнику использовать космические возможности для увеличения производительности его сил на поле битвы.
Все же, любая гонка вооружений в космосе почти неизбежно дестабилизировала бы равновесие сил и таким образом умножила бы риск глобального конфликта. На таком безрассудном соревновании —в космосе или в другом месте - фактически невозможно поддержать равновесие среди противников. Даже если бы главные силы действительно достигали бы стабильности, реальность все еще не обеспечивала бы никакой гарантии, что обе стороны чувствовали бы эту стабильность.
В момент, когда одна сторона видит, что она отстаёт от другой, она испытает сильное желание нанести превентивный удар, прежде, чем не стало еще хуже. Как ни странно, то же самое верно бы для стороны, которая чувствует, что она получает преимущество. Снова, есть сильное искушение ударить первым, прежде, чем противник начнёт догонять. Наконец, космическая гонка оружия увеличит вероятность, что простая технологическая ошибка сможет вызвать битву. В конце концов, в космосе отличить намеренный акт от случайного было бы проблематичным.
Оружие кинетической энергии
Степень осуществимости: высокая.
Оценка стоимости:
Наземный перехватчик кинетической энергии: 0-3 миллиарда $ (ноль в случае приспособлении существующей программы баллистических ракет)
Перехватчик кинетической энергии возушного базирования: 3 миллиарда $
Оценки включают затраты на разработку и приобретения, а также действия связанные с с постройкой системы и обслуживание её в течение 20 лет.
Оружие кинетической энергии уничтожает цели, врезаясь в них на большой скорости (это не взрывчатка). Согласно основным физическим законам, энергия соударения увеличивается в линейной зависимости от массы снаряда и в квадратичной зависимости от скорости соударения. Поскольку скорость столкновения сравнима с орбитальной скоростью или скоростью ракеты, инертный снаряд будет обладать достаточной разрушительной силой, если, конечно, точно попадет в цель.
После средств радиоподавления или нападения на станции наземного управления, это, вероятно, самый простой способ повредить спутник.
И китайцы, и американцы разрушили свои спутники снарядом, запущенным двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности. Технологически, прямое выведение на орбиту противоспутникового снаряда - один из самых простых способов вывести спутник из строя. Приблизительно дюжина наций и консорциумов могут достигнуть низкой земной орбиты (высота примерно 100 - 2000 километров) с ракетой средней дальности; восемь из этих стран могут достигнуть геостационарной орбиты (высота приблизительно 36 000 километров).
Но реальное техническое препятствие на пути к созданию транспортного средства для уничтожения спутников - вовсе не возможность запуска; это точное маневрирование, и технология наведения должна твёрдотопливная ракета дальнего действия шахтного базирования – для заатмосферного перехвата высокоскоростных целей засчет кинетической энергии прямого соударения.
Ракета GBI
В основу GBI, состоящей из боевой ступени перехвата (СП) и ракеты-носителя (РН), заложены следующее:
боевая ступень имеет датчики среднего ИК- и видимого диапазона, дистанционное управление, средства связи и наведения, а также бортовой процессор; РН выводит боевую ступень в область захвата цели головкой самонаведения (ГСН), после чего отделившаяся боевая ступень осуществляет маневрирование для сближения и поражения цели путем соударения с ней.
Боевая ступень перехвата EKV с жидкостной системой дистанционного управления (ДУ), наведения и ориентации имеет длину 1,1…1,4 м, диаметр около 0,6 м, а массу в ~60 кг.
Высота перехватываемых целей до 1500 км, дальность – до 4000 км, т.е. – это искусственный спутник Земли (ИСЗ) на низкой и средней орбите.
Ракета «Standard-3» – твердотопливная (ТТ) ракета морского базирования (Raytheon Missile Systems) - получена путем размещения легкого внеатмосферного перехватчика LEAP (Lightweight ExoAtmo-spheric Projectile) и дополнительной 3-й ступени на ранее 2-х ступенчатой ракете SM-2ER block 4.
4-я ступень – боевая с кинетической боеголовкой LEAP – содержит ИК-датчик самонаведения с дальностью действия против типовых целей 300 км (в диапазоне среднего и дальнего ИК) и твердотопливную ДУ системы управления движением и ориентацией CDACS.
Высота перехватываемых целей до 250 км, а дальность – до 300 км, т.е. применительно к космическим целям – ИСЗ на низкой орбите.
Подвеска ASAT на F-15
ASAT (Anti-Salellile) - 1977 по 1985 г. предназначался для поражения ИСЗ на низких орбитах.
В состав входил самолет-носитель F-15 и 2-х ступенчатая ракета весом 1200 кг, длиной 6,1 и диаметром 0,5 м. Ракета подвешивалась под фюзеляжем самолета-носителя.
ТТДУ 1 и 2 ступеней тягой 4500 / 2720 кг. Полезная нагрузка - малогабаритный самонаводящийся перехватчик MHIV (Miniature Homing Intercept Vehicle) массой 15,4 кг, длиной 460 мм и диаметром около 300 мм.
Наведение в расчетную точку после отделения от носителя - инерциальной системой 2-й ступени.
Перехватчик MHIV в разрезе
Перехватчик состоит из десятков ТТДУ, ИК-системы самонаведения, лазерного гироскопа и бортового компьютера. Поражение ИСЗ-цели осуществлялось при прямом попадании в нее.
Запуск ракеты
подвижную пусковую установку наземного базирования с двумя ракетами, быстрый и маневренный перехватчик с самонаводящимся снарядом типа LEAP; систему командования и спутниковые приемники для внешнего целеуказания.
Ракета KEI
Степень осуществимости: средняя
Оценка стоимости:
Наземный лазер: 4 – 6 миллиардов $
Спутник с лазером (в зависимости от мощности): 3 – 60 миллиарда $
Спутник с микроволновым излучателем: 200 миллионов – 5 миллиардов $
Оружие направленной энергии использует пучок электромагнитной энергии - будь то лазерное излучение или радиоволны высокой мощности - для уничтожения цели. В случае лазера этот пучок энергии нагревает цель до температуры, при которой цель начинает плавиться или сгорает. Оружие, основанное на радиоволнах, воздействует на электронные схемы поражаемой цели, пока они не выйдут из строя.
США и СССР начали экспериментировать с лазерным противоспутниковым оружием ещё в 1970-ых. Инженеры в обеих странах сосредоточились на решении многих проблемах построения мощных лазерных систем, которые могли надежно разрушить низколетящие спутники с земли. Такие системы управляются “адаптивной оптикой” (изменяемые зеркала, которые помогают скомпенсировать атмосферные искажения). Огромные количество энергии необходимо для подпитки мощных лазеров, и даже тогда диапазон и эффективность лучей будут сильно ограничены дисперсией, ослаблением, так как луч проходит через дым или облака, и трудно держать луч на цели достаточно долго, чтобы повредить её. Лазеры средней мощности могут ослепить оптические системы спутника. Лазеры высокой мощности могут поджарить спутник выводя из строя электронику или даже прожигая оболочку. Поскольку быстые орбитальные мишени часто лежат за горизонтом, наземная установка может посылать луч на зеркала установленные на самолёте или спутнике, которые перенаправляют луч дальше на мишень.
21 октября 1997 года военные США испытали противоспутниковый лазер, называемый Перспективный химический лазер средней ИК области спектра (MIACL). Эта разработка была времен начала 80-х годов, оставшаяся после рейгановских исследовательских программ "звездных войн".
Тестовые лазерные выстрелы были произведены по неиспользованному ВВС США спутнику на орбите около 300 километров от поверхности Земли. Спутник не был уничтожен, но армия была больше заинтересована в проверке уязвимости сложных спутниковых датчиков.
Лазеры земного базирования
Лазер Starfire
Комментарии: