В бюджет Пентагона в 2004 – 2007 году включены противоспутниковые операции как одна из целей исследования Starfire, но эта цель была удалены из бюджета в 2008 году после того, как Конгресс навёл справки. Система Starfire включает адаптивную оптику, которая фокусирует лазерный луч и таким образом увеличивают его плотность.
Спутник-перехватчик
Степень осуществимости: средняя-высокая
Оценка стоимости:
Космический спутник-перехватчик кинетической энергии: 5-19 миллиардов $
Спутник радиоподавления: не известно
Космическая мина: 100 миллионов - 2 миллиарда $
Недавние успехи в разработке миниатюризированных датчиков, мощных бортовых компьютеров и эффективных ракетных ускорителей сделали третий вид противоспутниковых технологий – микроспутник истребитель - все более выполнимым. Как пример, разработка программы Experimental Satellites Series (XSS) и запуск новых спутников серии XSS для сближения и проведения инспекции других космических аппаратов на орбите. Первый микроспутник серии XSS-10 был запущен в 2003 году и проработал на орбите 24 часа. В настоящее время специалисты ВВС проводят эксперименты со вторым спутником-инспектором XSS-11 массой 100 кг, запущенным в апреле 2005 года. Спутник XSS-11 провел несколько автономных операций по инспекции отработанной ступени ракеты Minotaur, приближаясь к ней на расстояние от 1,5 км до 300 м.
Микроспутник-инспектор XSS-10
Противоракеты космического базирования типа «Brilliant Pebbles»
Первоначальные оценки предлагаемого проекта были весьма оптимистичными:
-масса снаряда-перехватчика – 2,5 кг;
-высота орбиты – 400-500 км;
-количество перехватчиков – 4-5 тыс.;
-перехват БР дальностью полета более 2000 км, а также низкоорбитальные ИСЗ.
Однако, учитывая целый ряд трудностей как технического, так и юридического порядка, работы по перехватчикам космического базирования типа «Brilliant Pebbles», вряд ли в ближайшее время завершатся разработкой боевого образца.
Центр тяжести работ по перехвату БР на АУТ сместился в сторону высокоскоростных перехватчиков наземного и морского базирования (KEI), а также проект ABL.
Противоракетные лазерные комплексы космического базирования
В качестве одного из перспективных ударных средств системы перехвата космических целей в течение многих лет рассматривается лазерное оружие космического базирования Space Based Laser (SBL). Работы по ней ведутся с участием компаний Boeing, Lockheed Martin и TRW.
Несмотря на ряд проблем, связанных с созданием космического лазерного оружия, работа над ним в США продолжается.
Поскольку лазерное излучение распространяется в космосе почти без потерь, то потенциальная дальность действия таких лазеров будет значительной.
Таким образом, лазерные комплексы космического базирования позволяют оборонять обширнейшие территории.
Судя по всему, США рассматривают лазерное оружие как одно из основных средств перехвата ракет на последующем этапе реализации программы создания ПРО.
Космические бомбардировщики
Степень осуществимости: низкая
Оценка стоимости: 3 миллиарда $
Несмотря на то, что Common Aero Vehicle/Hypersonic Technology Vehicle (CAV) не попадает под определение космического оружия, его часто так называют, совсем как межконтинентальную баллистическую ракету, так как он так же пролетает сквозь космос, чтобы ударить по наземным целям. Неавтоматизированное, однако очень маневренное гиперзвуковое транспортное средство, CAV будет использоваться как гиперзвуковой космический самолет, спускающийся в атмосферу с орбиты и сбрасывающий обычные бомбы на наземные цели. Конгресс недавно начал финансировать этот проект, однако избегая начала потенциальной гонки вооружений в космосе, запретил работы по размещению оружия на CAVе. Хотя инженеры делают устойчивые успехи в ключевых технологиях программы CAV, и транспортное средство и его космический самолет-матка - все еще преспектива отдалённых десятилетий.
Чувствительность конгресса к проекту CAV, возможно, явилась результатом другой, намного более противоречивой концепции космического оружия с параллельными целями: гиперскоростные прутья скинутые на Землю с орбитальных платформ. В течение многих десятилетий разработчики воздушных сил думали о размещении оружия на орбите, которое могло бы наносить удары по наземным целям, особенно закопанным, "укрепленным" бункерам и тайникам с оружием массового поражения. Обычно называемые "стрелами Бога", связки были бы составлены из больших вольфрамовых прутов, каждый шесть метров в длину и 30 сантиметров в диаметре. Каждый прут скидывали бы вниз с орбитального космического корабля и направляли бы к его цели на огромной скорости.
Однако высокая стоимость и законы физики, бросают вызов выполнимости этого проекта. Обеспечение того, что снаряд не сгорит или не сместится из за трения при входе в атмосферу, выдерживание точного, почти вертикального курса полета, было бы чрезвычайно трудным. Вычисления указывают, что невзрывчатые пруты вероятно были бы не более эффективны чем обычные боеприпасы. Кроме того, расходы на доставку тяжелых снарядов на орбиту были бы непомерными. Таким образом, несмотря на длительный интерес к этому проекту, стрелы Бога, кажется, так и останутся в царстве научной фантастики.
Прочее антиспутниковое оружие
Оценка стоимости:
Наземные системы радиоподавления: 10 – 30 миллионов $
Ядерное оружие (для наций, которые уже имеют ядерные боеголовки): стоимость минимальна
В большинстве своём военные экспериментировали с наземными системами радиоподавления, которые могли повредить системы коммуникаций спутников. Кроме того, любая страна с баллистическими ракетами с ядерной боеголовкой может взорвать атомное оружие на орбите, которая нанесет ущерб большинству спутников и космических кораблей там. Размещение ядерного оружия на орбите для мгновенного использования возможно, но Договор по космосу 1967 года запрещает разворачивать оружие массового уничтожения в космосе или на Луне или на других небесных телах. Договор по противоракетной обороне 1972 года, запрещает уничтожение спутников другой страны. Тем не менее, ВВС США предполагает, что ослепление спутников лазерами (слепящий лазер) или радиочастотные помехи не направлены на уничтожение и поэтому считаются допустимыми.
Препятствия на пути развития космического оружия
Что же удерживает США (и другие нации) от гонки вооружений в космосе? Есть три причины: политическая оппозиция, технологические сложности и высокая стоимость.
Американское государство разделилось по вопросу создания космического оружия в рамках национальной военной стратегии. Очень много рисков. Мы отмечали раньше общую нестабильность гонки вооружений, но есть так же проблема стабильности среди ядерных держав. Спутники раннего обнаружения и спутники-шпионы традиционно играли критическую роль в сокращении опасений относительно внезапного ядерного нападения. Но если бы противоспутниковое оружие могло повредить эти "глаза в небе", то полученная в результате неуверенность и недоверие могли бы быстро привести к катастрофе.
Одна из самых серьезных технологических проблем развития космического оружия - быстрое увеличение космического мусора, на это мы ссылались ранее. Согласно исследователям из ВВС, НАСА и Celestrak (независимый Website контролирующий космос), китайский противоспутниковые испытания оставили больше чем 2 000 кусков мусора, размеров в бейсбольный мяч и больший, двигающиеся вокруг земного шара в облаке, которое находится приблизительно на высоте 200 - 4000 километров. Возможно существует еще около 150 000 объектов, размером от сантиметра и больше. Высокие орбитальные скорости делают даже крошечные части космического мусора опасными для космического корабля всех видов. А наземные станции не могут надежно контролировать или отслеживать объекты, которые меньше приблизительно пяти сантиметров в диаметре на низкой околоземной орбите (приблизительно метр в диаметре для геостационарной орбите), то есть не обладают способностью, которая могла бы позволить спутникам эфективно маневрировать. Чтобы избежать повреждений китайскими космическими обломками, два американских спутника вынуждены были поменять курс. Любая военная стрельба в космосе создаст загрязненную космическую среду, более несудоходную для искуственных спутников земли.
На картинке показан проект лазерной системы Орион. Наземный пульсирующий лазер сфокусируется на космическом мусоре, заставляя его падать на Землю.
Размещение оружия на орбите также имеет многие трудные технические препятствия. Оно были бы столь же уязвимыми, как и спутники ко всем видам внешних воздействий: космическому мусору, снарядам, электромагнитным сигналам, даже естественным микрометеорным телам. Ограждение космического оружия против таких угроз также было бы непрактичным, главным образом потому что ограждение является большим и добавляет массу, таким образом увеличиваются затраты на запуск. Орбитальное оружие было бы главным образом автономными механизмами, что повысило бы количество эксплуатационных ошибок и отказов. Траектории объектов на орбите относительно легко предсказать, что сделало бы скрытие большого оружия проблематичным. И потому что спутники на низкой орбите накладываются друг на друга не более чем на несколько минут, что бы держать один из них постоянно под прицелом требовало бы участия многих оружейных систем.
И наконец, стоимость и сложность содержания там обычных вооружений чрезвычайно дороги: запуск 1 кг. груза на низкую орбиту стоит от 4 000 $ до 20 000 $, на геостационарную 30 000 $ - 40 000 $. Каждое космическое оружие требовало бы замены каждые 7-15 лет, и орбитальный ремонт также не будет дешев.
Альтернативы космическому оружию
В обнаружении спутника на орбите нет ничего сложного, и это хобби для многих "наблюдателей спутников". Спутники можно увидеть только после захода солнца и незадолго до рассвета, когда космический аппарат еще на солнечном свету, а наблюдатель уже находится в тени. Международная космическая станция, которая может быть столь же яркой, как Юпитер или даже Венера, является популярным объектом для наблюдения. Существует очень много информации в сети о каждом из спутников и их орбитах. После событий 11 сентября 2001 года правительство США начало запрещать полную публикацию своих спутниковых данных, опасаясь, что террористы могут каким-то образом атаковать их.
Поскольку спутники легко отслеживать, и они не могут маневрировать, они являются мишенями в тире. Базовые ракеты "Скад" или дешевые "ракетные зонды", оснащенные модифицированной ракетой "воздух-воздух", могут уничтожить те из них, которые находятся на низкой орбите. Мощные лазеры являются другим противоспутниковым оружием, поскольку они могут ослеплять или повреждать датчики. Единственная защита - это согласиться с тем, что спутники легко сбиваются, так что ответ заключается в наличии резерва и умения быстро выводить на орбиту новые спутники для замены.
Большинство других вышедших в космос стран вместо этого ищут многосторонние дипломатические и юридические меры. Варианты разнятся от соглашений о запрещении космического противоспутникового оружия до добровольных мер, которые помогут построить прозрачность и взаимную веру.
Администрация Буша непреклонно выступает против любой формы переговоров относительно космического оружия. Противники многосторонних космических соглашений по запрету милитаризации космоса утверждают, что другие (особенно Китай) подпишут, но в то же самое время будут строить секретные арсеналы, потому что такие нарушения соглашения не могут быть обнаружены. Они утверждают далее, что США не могут сидеть праздно, поскольку потенциальные противники получают космические ресурсы, которые могут увеличить их земную боевую способность. Сторонники международных соглашений противоставляют то, что отказ от договора о таких соглашениях влечет за собой реальные альтернативные издержки. Гонка вооружений в космосе может поставить под угрозу безопасность всех наций, включая также и США, так как она предельно истощает экономическую базу конкурентов. И много защитников запрещения космического оружия признают, что будет трудно построить соглашение полностью поддающееся проверке - потому что космические технологии могут использоваться и для военных и для гражданских целей – ряд соглашений, не требующих строгой проверки уже существует. Хороший пример – Конвенция о Биологическом Оружии. Конечно, запрещение на испытание и использование (не развертывание) самых опасных видов разрушительного (не глушащего) космического оружия противоспутниковых систем легко проверить, так как земные наблюдатели могут с лёгкостью обнаружить орбитальный мусор. Кроме того, любая сторона соглашения знает, что все её космические запуски будут отслежены от старта, и любой подозрительный объект на орбите будет так же быстро помечен. Международный протест, который последовал бы от такого откровенного нарушения соглашений, может удержать потенциальных нарушителей.
Однако, с середины 1990-ых годов прогресс в установлении нового многополярного космического мира затормаживается. США блокировали все мировые усилия по созданию соглашения, запрещающего космическое оружие на Конференции Организации Объединенных Наций по Разоружению в Женеве. Китай, тем временем, отказался принять что-нибудь меньше, чем этот договор. Следовательно, промежуточные меры, типа добровольного установления доверия, космического управления транспортными потоками или кодекса ответственности космических наций оказались остановленными.
Космическая война не неизбежна. Но недавнее изменение политики США и провокационные действия Китая выдвинуло на первый план факт, что мир приближается к перекрестку. Страны должны иметь свои сильные личные интересы для предотвращения испытаний и использования орбитального оружия. Нации Земли должны скоро решить, возможно ли выдержать чисто мирное человеческое исследование космоса, которое длится уже половину столетия. Вероятная альтернатива была бы недопустимой для всех.
Cпутник XSS-11 инспектирует отработанную ступень ракеты Minotaur
Технология космической инспекции имеет двойное применение - в гражданском варианте спутник-инспектор может осуществлять автоматическое обслуживание (например, дозаправку) или диагностику неисправностей других аппаратов на орбите. Новый спутник серии XSS, который ВВС разрабатывают для замены XSS-11, предназначен для совершенствования технологий управления и навигации при проведении противокосмических операций разведывательного, наступательного и оборонительного характера. Ранее, в апреле 2005 года, NASA провело первые испытания гражданского спутника-инспектора DART, закончившиеся неудачей - DART столкнулся в ходе автономного сближения с отслужившим свой срок спутником-целью MUBLCOM.
Такие микроспутники могут также также таранить спутники-цели или нести взрывчатые вещества или оружие направленной энергии, типа систем глушения радиочастот или мощные микроволновые излучатели. Бюджет воздушных сил показывает, что программа XSS привязана к программе Advanced Weapons Technology, которая посвящена разработке военных лазерных и микроволновых систем.
В течение холодной войны Советский Союз развивал, испытывал и даже заявлял о наличии рабочей орбитальной противоспутниковой системы - маневренный перехватчик со взрывчаткой, который был запушен ракетой на низкую орбиту рядом со спутником цели. В действительности, устройство было шикарной "космической миной", но в последний раз его демонстрировали в 1982 году и вероятно оно больше не работает. Сегодня такой перехватчик вероятно был бы микроспутником, оставленным на орбите, которая пересечет орбиты нескольких из ее потенциальных целей. Он мог бы быть активизирован по команде с Земли.
В 2009 году ВВС США планируют провести на орбите испытания технологии оборонительного противоспутникового комплекса, созданного по программе ANGELS (Autonomous Nanosatellite Guardian for Evaluating Local Space). Речь идет о выводе на геостационарную орбиту автономных малоразмерных наноспутников-«телохранителей», которые будут совершать автономный полет рядом с охраняемыми спутниками. К числу геостационарных аппаратов, требующих для своей охраны «ангелов-хранителей», относятся военные спутники связи, радиоэлектронного перехвата и обнаружения пусков ракет.
Наноспутники ANGELS будут создаваться путем миниатюризации компонентов спутников-инспекторов серии XSS. В рамках программы ANGELS планируется провести разработку технологий оповещения о противоспутниковых атаках и создать миниатюрные средства для обороны жизненно важных космических аппаратов. Однако никто не провел четкую грань между оборонными и наступательными технологиями в противоспутниковых операциях.
Наконец, ВВС США предложили некоторое время назад систему космического радио оружия, которая "будет созвездием спутников, содержащих мощные радиопередатчики, которые обладают способностью к ослеплению или уничтожению широкого диапазона электроники, командных спутников национального уровня и систем управления."
Планы ВВС в 2003 году предполагают, что эта технология, появится после 2015 года. Однако независимые эксперты думают, что орбитальная радио и микроволновое оружие технически выполнимы уже сегодня и могут быть развернуты в относительно ближайшем будущем.
Оптический полигон Starfire
Многие американские военные космические программы финансируются через Национальную противоракетную оборону (NMD). Поскольку большинство из этих программ не работает, как рекламировалось, скептики считают их примерами коррупции. Однако истинные цели некоторых программ остаются в секрете. Например, в рамках NMD ВВС США разрабатывает бортовую лазерную систему и надеется установить ее на военных Боингах 747 в течение нескольких лет. Из-за кривизны Земли они должны будут стрелять через плотные нижние слои атмосферы, чтобы сбивать взлетающие МБР. Это существенно ограничивает дальность и точность, поэтому успех весьма сомнителен. Однако Боинги-747 летают на высоте 10000 километров, так что этот бортовой лазер идеально подходит для ведения огня по спутникам.
Лазер воздушного базирования
Противоракетный лазерный комплекс ВБ ABL (Airborne Laser) рассматривается как эффективное средство борьбы с БР на АУТ полета и ИСЗ на низких орбитах (Boeing - системная интеграция, СБУ и С, Lockheed Martin - система фокусировки лазерного луча и TRW - лазер).
ABL имеет воздушную платформу Боинг-747, несущую мощный лазер и систему его наведения.
Основа ПРК - йод-кислородный химический лазер мегаватного класса (COIL), работающий на длине волны 1,345 микрон. Имеет модульную конструкцию (14 модулей, сейчас – 6). Размещается в хвостовой части самолета.
Для «доставки» лазерного луча в носовую часть самолета используется сложная оптическая система, состоящая из лазеров малой мощности, датчиков, отклоняющих зеркал и адаптивной оптики, что обеспечивает точность сопровождения цели и компенсацию атмосферных искажений, и тем самым увеличивается дальность поражения цели.
Расчетная дальность силового действия с высоты 12 км составляет 400…600 км. Считается, что лазер может обеспечить до 40 «выстрелов» длительностью 3…5 сек при выходной энергии в 3…4 МДж .
Все же, несмотря на десятилетия работы, до версий готового к сражениям оружия направленной энергии все еще далеко. Воздушные силы, например, предсказали в 2003 году, что наземное оружие, способное "испускать лазерные лучи через атмосферу и ослеплять или уничтожать спутники на низкой земной орбите", может быть доступно в промежутке между 2015 и 2030 года. Учитывая текущее состояние исследований, даже эти даты кажутся оптимистическими.