Камера на борту МКС засняла Союз ТМА-11 вскоре после его отстыковки 19 апреля 2008 года. NASA TV
Российский космический аппарат Союз ТМА-11 с командиром Экспедиции-16 Пегги Уитсон из NASA и ее экипажем приземлился в 475 километрах от запланированного места посадки в казахских степях.
«Экипаж жив и здоров. Приземление прошло штатным образом, но по резервному плану, — сказал после приземления Союза в 08:30 GMT глава Роскосмоса Анатолий Перминов. — Спуск был баллистическим и все космонавты чувствуют себя хорошо».
Баллистический спуск означает, что Союз вошел в атмосферу под углом круче обычного, что подвергает экипаж большей гравитационной нагрузке.
Космонавты, возвращавшиеся с космической станции прошлой осенью, также испытали баллистический спуск, а до них — Экспедиция-6 в 2003 году.
Уитсон вернулась на Землю вместе с российским космонавтом Юрием Маленченко, бортинженером Экспедиции-16, после шестимесячного пребывания на орбите, во время которого $100-миллиардная станция расширила свои научные и жилые площади. Первый южнокорейский космонавт, 29-летняя биоинженер Со-ён И, также спустилась с командой Экспедиции-16 по окончании своего 10-дневного полета на МКС.
Командир Экспедиции-16 обнимает на прощанье своего товарища по команде Гарретта Рейсмана перед тем, как покинуть МКС 19 апреля. NASA TV
Маленченко как командир Союза связался со поисковиками по спутниковому телефону и доложил, что все члены экипажа целы и здоровы.
«Мы прошли через то же, что и с Экспедицией-6, — говорит Стив Линдсей, главный астронавт NASA, собиравшийся встретить Уитсон на запланированном месте приземления. — Конечно, мы какое-то время ничего от них не слышали и волновались. Но, наконец, нам сказали, что их нашли, значит, все хорошо».
Поисковые команды прибыли к экипажу Союза через 45 минут после приземления вместе с врачами, готовыми провести рутинный осмотр космонавтов, — добавил Линдсей.
Первый южнокорейский космонавт Со-ён И с упаковками национальной космической еды в российском отсеке МКС. Korea Aerospace Research Institute.
Российские космические чиновники пообещали провести тщательное расследование, чтобы выяснить причину баллистического спуска. А участники Экспедиции-16 с нетерпением готовятся заново адаптироваться к жизни на Земле.
И хотя, по словам Уитсон, возвращение к земному тяготению после месяцев невесомости — не самая привлекательная для нее перспектива, она с удовольствием предвкушает пищевого разнообразия и возвращения к корням — домой в Хьюстон, штат Техас.
«Мне очень нравится работать у себя в саду и сажать цветы, — сказала Уитсон. — А сейчас в Хьюстоне для этого самая пора».
Уитсон установила рекорд по совокупности времени, проведенного в космосе американцем. Сегодняшнее приземление завершила 192-дневный полет, и теперь карьера Уитсон насчитывает 377 дней в космосе в составе Экспедиции-16 и Экспедиции-5 в 2002 году. Теперь она на 20-м месте в списке самых опытных космолетчиков, а Маленченко с 515 днями за 4 космических миссии — на девятом.
Несмотря на огромные успехи с строительстве станции, Экспедиция-16 прошла не без сложностей. Уитсон, Маленченко и их сподвижники прошли через оторвавшееся солнечное крыло, поврежденные солнечные батареи и задержку в запуске шатла, из-за которой Дэну Тани, участнику Экспедиции-16 из NASA, пришлось задержаться на орбите, оплакивая скоропостижную смерть своей матери в декабре прошлого года. Тани вернулся на Землю двумя месяцами позже, в середине февраля, во время первого полета шатла в этом году.
Комментарии: