Температура грунта на месте посадки
- ночью ожидается до -77С;
- днем прогреется до -16С;
После посадки станция вышла на связь, с летающим на орбите Марса Odyssey’ем, только на одну минуту. Такова была задумка. Передатчик был выключен специально, в целях экономии энергии. На тот момент еще не было уверенности в том, что солнечные батареи раскрылись.
Общаться напрямую аппарат с Землей не может. Данные от Phoenix’a будут отправляться на станции Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter и затем уже ретранслироваться на нашу планету). Орбиты спутников расположены таким образом, что за одни марсианский день – Sol (1 Sol = 24 часа, 39 минут земного времени) можно осуществить 2 сеанса связи. Один используется для подачи команд на Phoenix, а другой для получения от него данных. Сигнал от Марса до Земли идет 15 минут
Спуска Phoenix’a на парашюте попытался заснять Mars Reconnaissance Orbiter. Результаты еще неизвестны, но поймать этот момент чрезвычайно трудно и шансов не так много.
Был вопрос - нельзя ли вместе в Phoenix’ом в экспедицию взять маленький марсоходик. Местность, куда сел аппарат, представляет плоскую как блин равнину, и марсоходу там заняться нечем (разве что просто ехать вперед) . Делать подвижным Phoenix - тоже не целесообразно. Его задача – раскопки мерзлого грунта и в такой конструкции он более устойчив и оптимален.
Когда придет зима, солнце на северном полюсе Марса будет едва подниматься над горизонтом. Солнечные батареи Phoenix’a не смогут давать достаточно энергии и не хватит тепла, что бы поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии. Аппарат, скорее всего, просто замерзнет. Но ученые не исключат возможности, что весной зонд перезарядит аккумуляторы и позвонит домой .
Для мягкой посадки Phoenix использует мини-ракетные двигатели. При посадке они, во-первых, подняли тучу пыли, оседание которой пришлось ждать 15 минут – что бы не повредить солнечные батареи, а во-вторых, была опасность, что они проплавят подземный лед. В избежание этого двигатели, при достижении поверхности, были немедленно выключены.
Шансов не так много, но станция MRO их использовала - она успела снять Phoenix в момент его спуска на парашюте. С помощью камеры HiRISE было сделано фотография на которой виден 10 метровый ( в ширину) парашют и сам аппарат ( яркое пятно под парашютом), а так же стропы. Все вокруг выглядит черным, однако это полностью освещенная поверхность Марса, просто она намного темнее аппарата.
Для такой громоздкой Mars Reconnaissance Orbiter, фотография получилась вполне приличная ибо станция разрабатывалась для сьемки статических пейзажей ( обвал на Марсе затесался случайно в кадр). Здесь же надо было поймать и сфокусироваться на очень динамическом моменте.
Комментарии: