Впервые поднявшись в воздух в 1988 году, военный самолет Saab JAS 39 Gripen стал флагманом авиации Швеции. Разработанный в соответствии с требованиями ВВС Швеции как истребитель четвертого поколения, "Грипен" превратился в многоцелевой боевой самолет, который способен в полете решать одновременно несколько задач. К тому же, это один из самых легких истребителей нового поколения. С расстояния 90 км этот истребитель способен такие небольшие цели, как легковые автомобили.
Как показала его эксплуатация, истребитель полностью отвечает поставленным требованиям. В одном полете, самолет способен наносить удары по наземным целям с малой высоты, затем выполнять разведку, а на обратном пути вести бой с вражескими самолетами.
Идея зарождения "Грипена" появилась еще в годы Холодной войны, когда возникла необходимость заменить сверхзвуковые истребители "Дракены" и "Виггены". Швеция нуждалась в новом более современном истребителе.
На данный момент двухместный истребитель Сааб JAS 39 "Грипен" служит в качестве УТС (учебно-тренировочный самолет). Но хотя на нем нет пушечного вооружения, он полностью отвечает требованиям боевого самолета и обладает возможностью выполнения ударных операций. При наличии противорадиолокационных управляемых ракет самолет способен средство ПВО противника.
По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также один двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для продвинутой подготовки летчиков-испытателей.
Также, как и французский истребитель "Рафаль", шведский самолет "Грипен" участвовал в индийском тендере,однако по сравнению со стоимость "Рафаля", которая составляет 85-124 миллионов долларов, стоимость "Грипена" значительно ниже - 45 миллионов долларов.
Комментарии: