Ограниченная емкость батарей является главным препятствием при создании полностью электрифицированных транспортных средств таких как электромобиль EV-1, способный проехать на одной зарядке 70-80 километров, а сам процесс зарядки батареи занимает чуть больше часа. Автомобили же с традиционными двигателями внутреннего сгорания могут проехать без заправки сотни километров, а наполнение бака занимает всего несколько минут.
Производители электромобилей могут добавить дополнительные батареи, но они увеличивают стоимость транспортного средства (ограничивает его целевую аудиторию) и вес (уменьшает эффективности использования энергии). Гибридные двигатели справились с этой проблемой добавлением двигателя внутреннего сгорания, но он также повышает вес и стоимость и уменьшает экологические достоинства электромобиля.
Как считает Брэд Темплтон, маленькие, легкие, и дешевые электрические транспортные средства были бы намного более привлекательными, если бы они могли во время стоянки самостоятельно заряжать себя. Большинство городских поездок короче, чем 70-80 километров – то есть короче ограничения электромобиля EV-1. Главная проблема состоит в перезарядке электрических транспортных средств между поездками. Но если автомобили могут самостоятельно перезаряжать себя во время стоянки, то это прекращает являться проблемой.
Кроме того, в мире с вездесущими самоходными такси, у пассажиры не будут волноваться, что их автомобиль не сможет ездить целый день. Если батареи машины почти на нуле, она легко может встретится с другим самоходным такси, батареи которого полны. Пассажиры пересаживаются в новое такси, а старое может уехать на подзарядку. Это конечно неприятно, но не смертельно. Хуже, когда в наши дни кончается бензин, а до заправки ещё десятки километров.
Конечно, маленькие электрические транспортные средства не идеальны для каждой поездки. Автомобили иногда должны перевозить группы людей, перевозить большие грузы и ездить на дальние расстояния. Маленькие электрические транспортные средства не подходят для этих задач. Однако это лучше, чем постоянное вождение большего, дорогого транспортного средства. Многие людей понимают, что целесобразнее арендовать фургоны, грузовики или автомобили с двигателем внутреннего внутреннего сгорания только тогда, когда им необходимы дополнительные километры или возможности. В большинстве случаев, таких как внутригородская ежедневная миграция, дальности и возможности маленьких электрических транспортных средств более чем достаточно.
Другая важная выгода самоходных автомобилей - то, что они освободят миллиарды часов посвящённых вождению. В то время как некоторым людям нравится ездить, большинство людей считают, что это утомительно и неприятно, особенно в часы пик. Так что, когда появятся самоходные автомобили, люди будут в состоянии провести свое утреннее перемещение на работу продуктивнее – съедая завтрак, причёсываясь и нанося макияж, смотря новости — в то время как их автомобиль заботится о движении.
В конечном счете, самоходная технология может привести и к серьёзной модернизации автомобильных интерьеров. Вместо требования того, чтобы один пассажир сидел за рулём на кресле спереди слева (иногда спереди справа), автомобильные интерьеры могут стать похожими на салоны лимузинов, с пассажирами сидящими лицом к друг другу и внутреннем пространством, оптимизированном с целью комфорта и производительности. Кушетки, столы, телевизоры, и другие удобства могут стать обычным явлением. Возможно во время поездки домой с работы появится даже возможность выпить пива.
Самоходная технология также сохранит много времени родителям. Самоходные автомобили будут в состоянии благополучно автоматически забрать детей из школы, детского сада или с уроков игры на скрипке и доставить им домой, освобождая родителей от потребности играть роль шофера. Самоходные технологии резко улучшат жизни пожилых, слепых и других людей, которые по разным причинам не могут водить.
Самоходная технология также сделает дальние поездки намного более приятными и удобными. Специализированные "спальные автомобили" смогут даже обеспечить удобное место для сна ночью, позволяя людям проезжать сотни километров во время сна. Маловероятно, что самоходные автомобили когда-либо станут практичным способом добраться из Москвы во Владивосток, однако спальные автомобили могут стать жизнеспособной альтернативой для поездок средней дальности, например из Москвы в Смоленск — поездка, которая в настоящее время занимает приблизительно восемь часов. Семьи на каникулах могут провести весь день, осматривая достопримечательности и доверить своему автомобилю (в случае больших семей нескольким автомобилям) вождение во время своего сна.
Самоходные технологии могут устроить также и революцию в розничной торговле. Мы уже упоминали повышение автоматизации автопарков, которое сократит затраты на транспортировку и будет спасать ежегодно жизни сотней водителей грузовиков. Меньшая версия той же самой технологии, названная Брэдом Темплтоном «ботом доставщиком», могла бы также преобразовать каждый розничный магазин в службу быстрой доставки. Вместо того, чтобы бежать в продуктовый магазин за пакетом молока, потребители смогут зайти на сайт магазина, выбрать пакет молока, кликнуть на кнопку "доставить" и в течение нескольких минут пакет молока уже будет ждать возле вашей двери. Каждый ресторан получит возможность поставить горячую пищу непосредственно к вашей двери, а вся покупка потребительских товаров будет состоять в щелчке мыши и недолгом ожидании.
Если вам кажется расточительным для поставки заказа каждому клиенту посылать миниатюрный автомобиль, помните, что сейчас большинство клиентов приезжают в магазин на больших автомобилях. Поскольку автоматизированные транспортные средства доставки не должны перевозить пассажиров, они могут быть намного меньшими, более дешевыми, и обладать более низким энергопотреблением чем наименьшие из легковых автомобилей. Если они будут избегать скоростных автострад, то они не обязаны быть очень быстрыми. Их интерьер может ненамногим отличаться от простой раковины из нержавейки (магазинам, которые продающим скоропортящиеся товары, потребуются рефрижераторы). Многие магазины могут сэкономить, обслуживая одной поездкой нескольких клиентов по соседству. Стоимость и потребление энергии при каждой поставке составляло бы маленькую часть тех расходов, которые в наши дни несёт клиент, приезжая например в "Пятерочку", закупаясь, и возвращаясь домой, а стоимости доставки была бы намного меньше, чем у интернет магазина.
Действительно, развитие автономных транспортных средств доставки может полностью стереть различие между онлайн магазинами, такими как Amazon, и традиционными розничными продавцами, такими как Metro. Они уже и так в некотором смысле конкуренты, однако развитие быстрого и дешевого средства доставки устранило бы большинство остающихся различий. Интернет-магазин Amazon, чтобы конкурировать с сетью гипермаркетов, должен будет построить больше складов и предложить более быстрые варианты поставки, в то время как сеть гипермаркетов Metro, чтобы выдержать конкуренцию с интернет магазинами, должна расширить свой ассортимент и улучшить свой сайт. Это может означать гибель розничных магазинов в форме бетонных коробок. Гипермаркеты никогда не доставляли особенно приятных ощущений. Кто пойдёт в реальный магазин, если он может получить выбор, низкие цены и практически мгновенную поставку без отрыва от комфорта своего собственного дома?
Многие сегодняшние розничные точки, могут быть преобразованы в склады похожие на склады интернет магазинов, которые получают заказы через сеть и отсылают товар, используя автономные транспортные средства. Конечно, все еще будут существовать здания для специализированных розничных продавцов, которые увеличивают стоимость свих продуктов благодаря професиональным консультантам или оказыванием других личных услуг. Существуют также такие отрасли промышленности, как одежда, где клиенты хотят увидеть товар прежде, чем они сделают свой выбор. Эти фирмы также могут остаться практически без изменений. Для большинства повседневных покупок - бакалея, бытовая электроника, товары для дома - автономные транспортные средства могут сделать розничные магазины анахронизмом.
Маленькие автономные транспортные средства доставки, вероятно, станут успешной бизнес-моделью инновационной розничной торговли. Когда сроки поставки измерены в минутах, а стоимость доставки измеряется в центах, многие новые бизнес-модели станут жизнеспособными. Невозможно точно предсказать, на что будут похожи эти новые фирмы, так же, как было невозможно предсказать появление «Одноклассников» в 1970 году. Однозначно одно – автономные транспортные средства будут реактивной силой розничной торговли, и в результате потребители будут иметь много новых вариантов.
Мы не можем предсказать точно, когда появятся самоходные автомобили или как они затронут общество. Одно можно сказать точно — эффекты от их появления будут большими и положительными. Консервативно мы можем оценить, что они спасут десятки тысяч жизней, освободят десятки миллиардов часов, и сэкономят сотни миллиардов долларов потребляемой энергии.
По материалам ARS technica
Комментарии: