Когда во Вселенной происходит такой гамма-всплеск, его суммарная светимость превышает светимость целой галактики. Астрономы стремятся проникнуть в природу этих космических событий не только из-за их невероятной мощности, но также из-за их поразительной яркости, позволяющей наблюдать их, несмотря на разделяющие нас расстояния космологического масштаба и время, давая возможность с их помощью заглянуть в раннюю Вселенную.
Существуют два основных типа GRB: первый связан с гибелью массивных звезд, второй происходит в результате слияния двух экстремальных космических объектов (нейтронных звезд или черных дыр), которые обращались друг относительно друга в составе двойной звездной системы. Различить эти два типа GRB можно по их продолжительности: GRB первого типа длятся дольше нескольких секунд, а второго – значительно менее продолжительны.
В новом исследовании астроном Рафаэлла Маргутти (Raffaella Margutti) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже с коллегами, используя несколько наземных телескопов, проследили гамма-всплеск, произошедший в июне 2014 года, изучая послесвечение гамма-всплеска в течение почти 120 дней с момента его регистрации. Судя по продолжительности вспышки этого GRB и ряду других признаков, исследователи пришли к выводу, что этот гамма-всплеск связан с гибелью массивной звезды (сверхновой), однако в то же время они отметили, что часть излучения гамма-всплеска имеет внешнее по отношению к ядру метеора происхождение, то есть формируется в результате взаимодействия джетов, состоящих из заряженных частиц, с окружающей их внешней средой, что характерно для менее ярких гамма-всплесков второго типа. Эти результаты согласуются с прогнозами, сделанными на основе расчетов моделей сверхновых, однако тот факт, что этот объект несет признаки, характерные сразу для нескольких классов GRB, подчеркивает сложность протекающих при гамма-всплесках физических процессов и важность проведения наблюдений таких событий в нескольких различных длинах волн.
Комментарии: