Необходимость создания многоразового космического корабля стала очевидна для Советского Союза после запуска аналогичной американской программы «Спейс Шаттл» в 1971 году. Предварительно в период с 1971 по 1975 год институт прикладной математики АН СССР и ракетно-космическая корпорация «Энергия» провела целый ряд аналитических исследования, в ходе которых было выявлено, что в результате введения программы «Спейс Шаттл» США получит решающее преимущество в доставке на околоземные орбиты и возвращения обратно большого количества полезных грузов.
В течение 5 лет советское руководство вело наблюдение за развитием американского «Спейс Шаттла», предполагая скрытые военные угрозы, такие как использования космических челноков для транспортировки ядерного оружия, а также возможное похищения на космических кораблях советских космических спутников. В конечном счете, советская космическая программа получила от руководства задание создать многоразовую космическую систему многоцелевого военно-гражданского назначения аналогичную «Спейс Шаттл».
В связи с этим в начале 1976
года в строгой секретности была утверждена программа «Энергия-Буран». Этот проект
стал одним из самых масштабных не только в рамках советской космонавтики, но и
в мировом масштабе. В программу было вовлечено 70
министерств и ведомств и 1286 предприятий СССР и более 1 млн.
работников. Общие расходы за 16 лет программы превысили 16 млрд. рублей.
Для создания ракеты-носителя «Энергия» и корабля «Буран» была проведена колоссальная работа по совершенствованию производства. Сложность и новизна ракетного комплекса и высочайшие технические требования — все это требовало решения новых целого ряда новых задач.
Первая версия советской транспортной космической системы (ОС-120) была предложена в 1975 году. Она, по сути, была аналоги системы «Спейс Шаттл», единственным отличием было наличие четырех жидкотопливных ускорителей, вместо 2-х твердотопливных американской системы. Годом позже была разработана значительно усовершенствованная версия (ОК-92). Двигатели второй ступени были переустановлены с орбитального корабля-космоплана на топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля со сверхтяжелой ракетой-носителем «Энергия».
Для разработки корабля было специально
основано научно-производственное объединение «Молния», которое возглавил.
Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года.
К 1984 году был готов первый крупномасштабный экземпляр «Бурана». Готовый
образец транспортировался с завода по реке Москва в город Жуковский, а оттуда на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур.
Комментарии: