Ученые из Университета Вашингтон придумали дизайн, который потенциально
способен изменить правила игры в этой области, - натрий-ионная батарея,
обладающая сопоставимой энергетической емкостью и способностью к циклированию с
некоторыми литий-ионными аккумуляторами, уже имеющимися на рынке.
В некотором смысле, натрий-ионные аккумуляторы функционируют
так же, как литий-ионные, вырабатывая энергию путем движения ионов между парой
электродов в жидком электролите. В нынешнем виде их недостаток заключается в
том, что в процессе работы неактивные кристаллы натрия имеют тенденцию
накапливаться на поверхности отрицательно заряженного электрода, катода,
который в итоге убивает батарею. Кроме того, натрий-ионные аккумуляторы не
содержат столько энергии, сколько литий-ионные аналоги.
«Основная проблема заключается в том, чтобы у батареи была
высокая плотность энергии и хорошая продолжительность жизни», - говорит Джунхуа
Сонг из Университета Вашингтон.
Команда Сонга считает, что они нашли решение этих
недостатков. Эксперименты с конструкцией натрий-ионных батарей привели команду
к созданию версии с катодом из слоистого оксида металла и жидкого электролита с
более высокой концентрацией ионов натрия.
В ходе испытаний команда обнаружила, что это привело к
гораздо более плавному взаимодействию между электролитом и катодом, что
позволило непрерывно перемещать ионы натрия и избежать проблем с накоплением
неактивных кристаллов на поверхности катода. В результате получилась емкость
батареи, сравнимая с некоторыми ионно-литиевыми, и обеспечивающая бесперебойное
производство электроэнергии, обеспечивающее 80 % заряда после 1000 циклов.
«Наше исследование выявило существенную корреляцию между развитием катодной структуры и взаимодействием поверхности с электролитом», - сообщают ученые. «Это лучшие результаты для натрий-ионной батареи со слоистым катодом, показывающие, что это жизнеспособная технология, сравнимая с литий-ионной батареей».
Воодушевленная результатами, команда занялась исследованием
взаимодействия электролита с катодом, чтобы лучше понять его понять, в надежде
еще больше улучшить конструкцию, возможно, даже избежать использования других
редких металлов, таких как кобальт.
«Эта работа прокладывает путь к практическим натрий-ионным
батареям, и фундаментальное понимание, которое мы получили о
катодно-электролитном взаимодействии, что проливает свет на будущие разработки без
кобальта или с низким содержанием кобальта в натрий-ионных батареях, а также в
других видах химических батарей», говорит Сонг. «Если мы сможем найти
жизнеспособные альтернативы как литию, так и кобальту, натрий-ионная батарея
действительно сможет конкурировать с литий-ионными».
Исследование было опубликовано в журнале ACS Energy Letters.
Комментарии: