В январе моя команда сменяла наш затасканный внедорожник M1114 на новый JERRV, одну из моделей бронированных автомобилей с повышенной минной стойкостью (MPAP), купленных Морской пехотой (на картинке посередине).
Мы были взволнованы заполучить новое транспортное средство, особенно после нашего первого осмотра. Я имею в виду то, что оно похоже на внедорожник Cadillac Escalade. Угроза самодельных взрывных устройств в нашей небольшой иракской провинции Анбар давно стала несущественной, но я чувствую себя лучше, когда имею что-нибудь, что проектировалось, чтобы решить эту проблему. Однако, довольно быстро наигравшись с новинкой, мы снова вернулись к использованию обычных высокомобильных колёсных машин общего назначения. Автомобиль MRAP – превосходно защищён от взрывных устройств и он хорош как транспортное средство охраны конвоя (JERRV расшифровается как Joint EOD Rapid Response Vehicle (машина защищённая от взрывных устройств)), но посредственен по проходимости и как боевая машина. Она была очевидно разработана с целью противостоять минам, и если разработчики и консультировались с военными, то явно не с пехотинцами.
Итак, к плюсам стоит отнести то, что она значительно лучше оборудована, чтобы выдержать взрывы фугасных мин и взрывных устройств чем любое другое транспортное средство в нашем инвентаре. Кроме увеличенной защиты, этот автомобиль имеет установленную фантастическую систему коммуникаций, намного лучше чем, те мы имели в наших машинах.
Большинство наших высокомобильных колёсных машин общего назначения похожи на некондиционный товар из Гаража Монстров – в попытке максимизировать средства связи наших транспортных средств установливались дополнительные антенны в сверхъестественных местах, по всей машине натыканы различные дополнительные радиоустройства. Здесь же мы имеем транспортное средство, которое поставляется с совершенно новым многополосным радио соединённым с системой внутренней связи. Хотя многие из возможностей связи полностью не нужны для большинства единиц, это почти походит на те средства связи, которые мы сделали самостоятельно для наших прежних машин. Кроме того, проектировщики определенно надеялись улучшить комфорт команды в этой машине - сидения намного более удобны даже чем кресло командира в наших старых машинах, они намного просторней (даже моя 75 килограммовая задница обычно с трудом втискивалась между дверью и стойкой электронного датчика, который автоматически выдаёт в эфир сигнал о месте нахождения боевой машины), плюс первосортная система кондиционирования воздуха и т.д.
Однако для задач моторизованной пехоты, MRAP имеет очень много недостатков. Эта машина по бездорожью едет ужасно. Подвеска невероятно жестка, в результате, вы должны хорошо привязаться что бы пережить толчки в кузове транспортного средства. Итак, мой радист сидит в кузове, и это замечательная радиостанция, которую я упоминал прежде, размещена таким способом, что единственный человек, который может с лёгкостью дотянутся до неё, - это стрелок. Не знаю, как кто, а я предпочел бы, что бы стрелок сосредоточил своё внимание на предметах вне транспортного средства. Мой радист может, конечно, изогнуться вокруг ног стрелка и работать с радио, однако он же привязан в попытке пережить эту тряску.
Поскольку мы часто живем и сражаемся за пределами нашего транспортного средства, мы должны перевозить огромный ассортимент всяких вещей. Таких как запасы воды, индивидуальные рационы питания, боеприпасы, сменные стволы для пулемета, запасные детали для радио. Тряска, которую я только что упомянул, делает почти невозможным хранение этих вещей в транспортном средстве без существенной модификации. Мы пробовали удалить одно из сидений и поставить деревянную коробку, что бы складировать некоторые из этих вещей, но многие из них вывалились из коробки, и эксперименты закончились замусоренным полом транспортного средства. Также не хватает стоек для оружия пассажиров в кузове транспортного средства, а стойки оружия для водителя и командира разработаны под винтовку M16s, не M4s. Ещё один аспект, который, кажется, ускользнул от многочисленных тактических проектировщиков этого транспортного средства, - то, что моторизованная пехота обычно хранит свои рюкзаки снаружи. Это позволяет месту внутри транспортного средства использоваться для вещей которые я упоминал в начале этого абзаца, которые должны быть доступны по первому требованию в течение дня. Вещи из рюкзаков же могут подождать до следующей стоянки. На MRAP нет никаких условий для того, чтобы привязать рюкзак к бокам стороне машины.
7 тонная машина общего назначения с рюкзаками, вывешенными за борт перед вторжением в Ирак в 2003 году
Автомобиль MRAP - транспортное средство, которое подходит для специфической ниши, но из-за давления определённых людей, типа наших сенаторов в Конгрессе, его начали использовать в ролях, для которых оно не подходит. Оно подходит в качестве боевой единицы, которая никогда не оставляет ровную поверхность, и редко тратит более чем 24 часа вне базы, с необходимой защитой от мин и хорошей связью. Для экспедиционных единиц, которые должны быть в состоянии работать в широком разнообразии ландшафта и преследовать врага везде, где он обнаружен, машина MRAP плохой выбор, и я очень рад, что генерал Конвей сокращает число заказанных таких машин. Лично я, если бы мне был дан выбор, взял бы внедорожник M1114 или даже M1152 вместо JERRV, и нашёл бы другие средства уменьшить угрозу взрывчатых устройств через такие вещи, как обязательства вождей племени и очистка местности разведывательным дозором на автомобилях.
Комментарии: