Ученые раскрывают тайны затопленного корабля

Затопленный во время войны корабль раскрывает свои секреты

Уже давно шведский флагманский корабль «Марс» превратился в легенду. Он был затоплен в 1564 году в ходе сражения с объединёнными флотами Дании и Любека у северной части острова Эланд.

«Марс» был сооружен корабельщиком Холлингером (Хольгером) Ульссоном на Бьёркенесской верфи в Кальмаре и спущен на воду где-то между январём и августом 1563 года. Точных сведений о размерах корабля не сохранилось, однако по косвенным признакам (размер команды, вооружение и прочее) можно предположить, что его водоизмещение равнялось примерно 1800 т, длина составляла около 50 м, а ширина – приблизительно 13–14 м. На гравюре, изображающей гибель «Марса», он имеет четыре мачты. Вероятно, «Марс» был одним из первых кораблей в Швеции, на которых на грот-мачте и фок-мачте стали устанавливать брамсели.

Команда судна состояла из 670 человек (350 матросов, остальные по большей части солдаты). Сведения о вооружении корабля разнятся: одни источники говорят, что «Марс» имел 173 орудия, другие называют цифру в 107 орудий (шесть 3-фунтовых, двадцать 6-фунтовых, четыре 9-фунтовых, десять 12-фунтовых, девять 24-фунтовых, два 36-фунтовых, два 48-фунтовых, 4 камнемёта, 50 фальконетов). Большинство пушек было отлито в Стокгольме, меньшая часть – в Кальмаре.

«Марс» с его водоизмещением в 1800 т был крупнее более известного шведского корабля «Васа», водоизмещение которого составляло лишь 1200 т. «Марс», вероятно, был длиннее «Васы» на 2-3 м и на столько же шире. Однако огневая мощь орудий «Васы» была выше: он мог произвести за один раз залп ядрами суммарным весом 640 кг, тогда как «Марс»всего  лишь 340 кг.

Военный «Марс» исчез в 1564 году в ходе ожесточенной морской битвы. Он был затоплен в глубине Балтийского моря с 800 - 900 шведскими и немецкими моряками, а также целым состоянием золотых монет. Практически 450 лет «Марс» пролежал на дне моря, пока его обломки не нашли исследователи.

По оценкам экспертов, в свое время это был наиболее большой и наиболее мощный военный корабль. Он был назван в честь римского бога войны Марса. Но, к несчастью, его судьба завершилась на дне Балтийского моря. Вместе с собой он унес не только сокровища, но и многочисленные человеческие жертвы.  Благодаря найденному хорошо сохранившемуся обломку этого корабля, ученые могут открыть многие тайны не только военного «Марса», но и вообще больше узнать о кораблях 16 века.

«Историки знают довольно много о кораблях 17-ого века, но очень мало о кораблях 16-ого века»  - уточняет Йохан Реннби, преподаватель морской археологии, который изучал 60-метрового гиганта.

Уникальная лодка.

«Нам не доставало одной цепочки в звене. 1500 год – это значительный период, так как в этот момент были построены первые трехмачтовые суда» - объясняет исследователь из National Geographic.

Специалисты уже обнаружили несколько галеонов, из немного более недавних моделей, чем модель Марса. Для того, чтобы предохранять судно от разрушения, Йохан Реннби и его команда решили оставить «Марс» в океанских глубинах и использовать 3D-сканеры для его фотографирования и исследования.  В исследовании этого корабля ученым помогали профессиональные дайверы. Все вместе они смогли создать уникальные фото-мозаики военного корабля. Действительно, вытаскивать корабль из океана могло бы быть слишком  дорогостоящим предприятием. Кроме того, оно могло повредить такие ценные для истории обломки корабля. К счастью, сканеры, использованные исследователями, были ультра-точными. Благодаря полученным кадрам, ученые надеются восстановить последние события, связанные с гибелью корабля и его команды.

Затопление корабля

В 1563 году началась Северная семилетняя война, в которой против Швеции выступила Дания в союзе с Любеком и Польшей. В конце мая 1564 года шведский флот под командованием Якоба Багге вышел из Даларё, имея в строю 37 кораблей. Флоты встретились 30 мая у Эланда, где и состоялось сражение. Днём ранее шведский флот попал в бурю и был рассеян, в результате чего вместе с «Марсом» оказались лишь «Элефантен» и «Финска Сван». В ходе схватки им удалось отбиться от численно превосходящего противника и дождаться ночи. Багге надеялся дождаться остальных судов своей эскадры, но установившийся штиль воспрепятствовал этому.

Утром шведы при благоприятствующем ветре атаковали противника, однако ещё до подхода главных шведских сил ветер изменился, что позволило датско-любекскому флоту обрушиться всей своей мощью на немногочисленных шведов. «Элефантен» и «Финска Сван» вышли из сражения, надеясь соединиться с остальной эскадрой. Тем временем любекские суда сблизились с «Марсом», чтобы взять его на абордаж. После жаркой схватки корабль загорелся, вероятно, оттого что на нём разорвалось орудие.

В сложившейся ситуации Багге принял решение сдаться. Его с частью оставшихся в живых матросов перевезли на вражеский корабль. Любекцы высадились на «Марсе», чтобы разграбить его, но вскоре на нём взорвалась крюйт-камера, и судно затонуло[1]. В результате взрыва погибло около 1000 любекцев и шведов.

Найти «Марс»

В течение многих лет охотники за сокровищами, археологи, а также просто любители истории пробовали искать обломки «Марса». Но только весной 2011 года группа дайверов обнаружила обломок этого исторического корабля. Он был найден на глубине 73 метра. Почти сразу же были опровергнуты утверждения о том, что в ходе сражения у «Марса» был повреждён руль, и в результате этого он потерял управление. Как констатировали исследователи, деревянный руль был цел, ржавчина уничтожила лишь его металлическую обшивку.

На судне были обнаружены бронзовые пушки. Кроме того исследователи нашли на нём три серебряные монеты, отчеканенные в 1563 году. Поскольку, согласно немецким источникам, Багге вёз с собой значительную сумму денег для того, чтобы набрать в Германии армию наёмников, то эта находка косвенно подтверждает эти сведения.

Найденные на «Марсе» предметы выставлены для осмотра в Вестервикском музее. Кроме того, предполагается создать копию корабля и снять о нём документальный фильм.

Марс был великолепной боевой машиной, которая отлично демонстрировала себя  в морских сражениях. У этого судна была несравненная мощность стрельбы в эту эпоху. И именно эти орудия сыграли роковую роль в его трагическом конце .

L'épave maudite d'un navire de guerre vieux de 450 ans livre ses secrets par Gentside Découverte

Телескоп Хаббл показывает две сливающиеся галактики

Две галактики пойманы в сумасшедшем космическом танце на свежем образе от космического телескопа.

Взаимное гравитационное притяжение притягивает галактики все ближе и ближе друг к другу на этом снимке от Хаббла, выпущенном 13 августа. Столкновение галактик, которое ученые называют UGC 2369, находится на расстоянии около 424 миллионов световых лет от Земли. Две совокупности звезд, газа и пыли, расположены так близко друг к другу, что из соединяет слабый материальный мост. Европейское космическ...
18.08.19 20:18
Эластичный датчик отслеживает здоровье своего владельца через кожу

Исследователи из Стэнфордского университета разработали датчик для ношения на коже, который отслеживает показатели жизнедеятельности.

Только в прошлом году ученые из Стэнфордского университета разработали нательный датчик, который измеряет стресс с помощью уровня кортизола в поту, как в этом году новый прорыв. Новая технология BodyNet была разработана командой, возглавляемой профессором Женаном Бао. Она не новичок, ранее уже разработала такие инновации, как сенсорная кожа робота, имплантируемый датчик кровотока, который раствор...
17.08.19 23:59
Хаббл сфотографировал умирающую звезду

На новой фотографии планетарная туманность NGC 2022.

Она больше похожа на объект, рассматриваемый через микроскоп, чем через телескоп. Этот округлый объект называется NGC 2022 и похож на водоросль или медузу. Это огромный газовый шар в космосе, испускаемый стареющей звездой. Звезда виднеется в центре шара, сияя сквозь слои газа, которые она удерживала на протяжении большей части своей звездной жизни. Когда такие звезды, как Солнце, становятся старш...
16.08.19 19:28
Обнаружены три новые звезды бета Цефея

Используя длительную миссию НАСА К2, астрономы определили три новых звезды бета Цефея.

Найденное трио стало важным дополнением к еще короткому списку известных звезд этого типа. Звезды бета Цефеи (b Цефея) - это массивные негигантские переменные звезды со спектральным типом O или B, демонстрирующие изменения фотометрической, радиальной скорости и профиля линии из-за пульсаций их поверхности. Наблюдения показали, что большинство звезд этого класса относятся к ранним B-типам с масса...
15.08.19 19:27
Гибридный круизный лайнер питается от аккумулятора

Норвежская компания Hurtigruten смотрит в будущее для своего флота и недавно достигла морского первенства, испытав свой гибридный корабль MS Roald Amundsen.

Компания Hurtigruten работает с 1893 года и сегодня проводит экспедиции по всему миру. В течение следующих нескольких лет она добавит пару гибридных судов в свой флот, а MS Roald Amundsen – первый в своем классе. Названный в честь норвежского исследователя, который первым пересек Антарктиду и достиг Южного полюса в 1911 году, MS Roald Amundsen разработан специально для холодных полярных вод и мож...
04.07.19 20:54
Roboat - автономный водный робот MIT

Он был создан в помощь инфраструктуре, но его возможности неограниченны.

MIT разработал автономного водного робота под названием Roboat. Совместно с Амстердамским институтом передовых городских решений (AMS Institute) исследователи представили лодку как способ исследовать новые виды передвижения и поможет улучшить движение транспорта, особенно в Амстердаме, где четверть поверхности города находится на воде. Roboat могут распознавать друг друга, связывать друг с другом...
10.06.19 13:04
Новый китайский сверхскоростной пассажирский экспресс будет развивать скорость 600 км в час

Это будет по-настоящему скорый поезд.

Государственная железнодорожная компания Китая создала прототип невероятно быстрого поезда на магнитной подвеске. Новый прототип, построенный China Railway Rolling Stock Corporation (CRRC), предназначен для перевозки пассажиров со скоростью 373 миль в час (600 км/ч). Китай надеется, что поезд начнет перевозку пассажиров в 2021 году. «Возьмем дорогу из Пекина в Шанхай в качестве примера - считая в...
27.05.19 02:26
Новый туннель Илона Маска немного грубоват по краям

Генеральный директор Tesla Илон Маск представил во вторник, 19 декабря, свой подземный транспортный туннель, позволив репортерам и приглашенным гостям совершить несколько первых поездок по революционной, хотя и ухабистой подземной трубе.

Гости сели на Tesla Model X и проехали по обычным улицам Лос-Анджелеса примерно 1,6 км к станции О'Лири. Станция находится в середине жилого квартала и состоит из бесстенного лифта, который медленно спустил машину вниз по широкой шахте примерно на 9 метров ниже поверхности. Небо медленно исчезло и появился удивительно узкий туннель. Водитель ускорился и пронесся по туннелю, когда красный светово...