Ошибка!

Показать Ошибка!

Забыли пароль?

Ошибка!

Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Забыли пароль? Напишите ваш email и мы отправим письмо с инструкциями.

Ошибка!

Обратно

Закрыть

Клипер - наш ответ?

Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз». Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).


История создания

Работы по проектированию пилотируемых кораблей в РКК Энергия всегда относились к приоритетным. Даже в 90-е годы шла модификация кораблей «Союз ТМ», имелся задел по дальнейшей модернизации («Союз ТММ», «Союз ТМС»). Во второй половине 90-х ведущим аэродинамиком РКК Решетиным был предложен новый корабль по схеме «несущий корпус» — промежуточный вариант между крылатым Шаттлом и баллистической капсулой «Союза». В рамках НИОКРа была рассчитана аэродинамика корабля, а его модель испытана в аэродинамической трубе.

В 2000—2002 годах шла дальнейшая проработка корабля, но тяжелая ситуация в отрасли не оставляла надежд на реализацию. Наконец, в 2003 году Решетин сумел переломить ситуацию — проект получил путёвку в жизнь.

В 2004 году началось продвижение «Клипера». В связи с недостаточностью бюджетного финансирования основной упор делался на сотрудничество с другими космическими агентствами. В том же году интерес к «Клиперу» проявило ЕКА, но потребовало коренной переработки концепции под свои нужды — корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с ОКБ «Сухого» и ЦАГИ была разработана крылатая версия «Клипера». К тому же времени в РКК был создан полномасштабный макет корабля, начались работы по компоновке оборудования.

Основные отличия от «Союзов»

  • «Многоразовость». «Клипер» имеет возвращаемую капсулу, которую можно будет использовать неоднократно;
  • «Клипер» может выводить на орбиту 6 человек и до 700 кг полезного груза («Союз» — только 3 человека и 200 кг груза);
  • Бо́льший внутренний объём повышает комфортность и позволяет увеличить время автономного полёта
  • «Клипер» сможет возвращать до 500 кг полезного груза («Союз-ТМА» — 100 кг);
  • универсальность: корабль может быть использован для доставки экипажа и груза на орбитальную станцию, экстренной эвакуации экипажа станции, для вывода на орбиту «космических туристов», при межпланетных полётах и т. д.;
  • «Клипер» способен совершать более сложные маневры на орбите, предполагается, что он будет более безопасен и комфортен.

Устройство корабля

 

Конструктивно «Клипер» состоит из возвращаемого аппарата (ВА) и орбитального отсека. Главная особенность — это возвращаемый аппарат типа «несущий корпус» со своеобразной утюгообразной формой. Существенно более высокое аэродинамическое качество (0,6—1,8 на гиперзвуке против 0,25—0,3 у «фары» «Союза») позволяет осуществлять планирующий спуск в верхних слоях атмосферы, что снижает тепловые нагрузки и позволяет использовать многоразовую теплозащиту. Конструкция также позволяет возвращаемому аппарату совершать боковые манёвры в пределах 500—600 км, в то время как «фа́рам» при спуске с орбиты удаётся скорректировать не более 70—80 км. В отличие от «Союза» ВА аэродинамически неустойчив, поэтому для удержания нужной ориентации при спуске у аппарата предусмотрены аэродинамические щитки. Крылатый ВА в целом сохранил фюзеляж бескрылого, но несмотря на это, обладает высоким аэродинамическим качеством на дозвуке (до 4—5), что позволяет производить посадку на аэродромы как обычному самолету.

Орбитальный отсек спроектирован на базе орбитального отсека «Союза». С него же возьмут системы сближения и стыковки. Двигатели орбитального маневрирования предполагается сделать на паре этанол/жидкий кислород. Запас ХС ~420 м/с.

Снизу к орбитальному отсеку пристыкован модуль с твёрдотопливными двигателями системы аварийного спасения (САС). Они же используются для довыведения на орбиту.

Технические характеристики бескрылого корабля

Стартовая масса 13-14,5 тонн
Количество членов экипажа+пассажиры 2+4 при старте / 2+5 при посадке
Объём кабины возвращаемого аппарата 20 м3
Масса возвращаемого аппарата 7,1—9,8 т
Масса груза доставляемого 700 кг.
Масса груза возвращаемого 500 кг.
Масса груза, удаляемого в бытовом отсеке 200 кг.
Время автономного полёта (с экипажем 6 чел) 5 суток
Время полёта в составе орбитальной станции 1 год
Перегрузка при спуске 2,5g
Точность посадки (3—15) км.

 Использование корабля

«Клипер» разрабатывается как один из элементов транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов (станций), в его задачи входит:

  1. выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации (при нахождении корабля в составе станции);
  2. возвращение на Землю экипажа и полезного груза и доставка на орбитальную станцию;
  3. Выведение со станции оборудования, отработавшего свой ресурс, продуктов жизнедеятельности и т.д
  4. возврат на Землю результатов исследований и экспериментов;
  5. выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;

Среди задач, которые будет решать «Клипер», не только доставка экипажей и грузов на орбитальные станции (в частности МКС) и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа орбитальной станции, исследовательские и туристические орбитальные полёты. Длительность автономного полёта «Клипера» — 5 суток (при выполнении целевых задач длительность автономного полета без стыковки со станцией составляет до 15 суток), в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на целый год.

Заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК «Энергия» Борис Сотников заявил, что запуск Клиперов будет возможен со всех российских космодромов, где имеются стартовые комплексы «Союз»: Байконур и Плесецк. В случае успешного развития проекта «Союз на Куру» — также и со строящегося стартового комплекса, на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Ракета-носитель

В проекте РКК «Энергия» для вывода корабля «Клипер» на низкую околоземную орбиту предполагалось использовать новую российскую ракету-носитель «Онега», разрабатываемую на основе глубокой модернизации РН среднего класса «Протон».

Однако в связи с тем, что одновременная разработка космического корабля и РН могла потребовать больших финансовых и временных затрат, экс-гендиректор РКК «Энергия» Юрий Семёнов обратился к украинским коллегам с предложением использовать вместо проектируемой ракеты-носителя «Онега» находящуюся в совместной эксплуатации на космодроме «Байконур» украинско-российскую ракету-носитель «Зенит-2». По его же словам, стоимость создания лётного образца «Клипера» около 10 млрд рублей (в ценах 2004 года).

Финансирование и разработчики проекта

По словам заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» Валерия Рюмина на всемирном форуме ЭКСПО-2005, проходившем в Японии, в 2005 году финансирование проекта «Клипер» на средства из бюджета не запланировано.


Европа отказалась от «Клипера»

Европа с самого начала проявляла большую заинтересованность в проекте «Клипер». Предполагалось, что ЕКА займется разработкой авионики и ряда других систем корабля и будет вкладывать в проект по £100 млн ежегодно, в течение 10 лет. (Статья в газете «Observer» от 22 мая 2005 года, англ.) В декабре 2005 года на совете министров ЕКА обсуждалось выделение 60 миллионов евро на проведение предварительных исследований по проекту «Клипер». Проект не получил поддержки, и решение о формах сотрудничества и масштабах финансирования было отложено до лета 2006 года.


Россия и Америка создают новые пилотируемые корабли

18 января 2006 года Федеральное космическое агентство объявило о проведении тендера на разработку перспективного космического корабля многоразового использования «Клипер». Заявки на участие подали РКК Энергия, ГКНПЦ им. Хруничева и НПО «Молния». После месячного обсуждения конкурсная комиссия объявила, что ни один из представленных вариантов не удовлетворяет условиям тендера, все они были отправлены на доработку, а окончательное решение перенесено на июнь. 26 июня Европейское космическое агентство предложило Роскосмосу присоединиться к разработке космической транспортной системы ACTS на базе КК Союз и европейского корабля ATV. Предложение было принято и спустя 2 недели конкурс на перспективный многоразовый корабль был официально прекращен по причине технико-экономической нереализуемости представленных проектов.

14 июля правительством РФ была одобрена разработанная в РКК «Энергия» концепция развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 гг. Концепция подразумевает поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полеты на Марс. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК Союз и создание межорбитального буксира «Паром», а уже потом (2010—2015 гг) предполагается создать многоразовый корабль «Клипер».

В настоящее время разработка «Клипера» не относится к числу приоритетных направлений деятельности РКК «Энергия». Часть НИОКР, как и раньше, финансируется из собственных средств корпорации, в частности в 2007 году на наземной испытательной базе планируется провести отработку ряда заложенных в проект технических решений.

----------

Вам надоел ваш старый телевизор? Пора его сменить на новый! Большой выбор цифровых телевизоров здесь www.megastayl.ru. Высокое качество с гарантией.

Комментарии:

alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)
Алим
Алим 04.03.09 23:32
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

с 1 - 3 - полностью согласен
4 - думаю, пока дальше макета и расчетов дело не ушло...
5 - эх...
с пунктами 6 и 7 хочу поспорить но не буду )
Алим
Алим 04.03.09 23:40
Вилли!
где статья про астероид бля?!?
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий
Алим
Алим 05.03.09 09:02
volhv
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий

сам найди ;)
alim
volhv
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий

сам найди ;)
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
А будет ли финансирование нафдено... ))))
kolik
kolik 04.03.13 02:06
Классная статья
Сергей
Сергей 24.06.15 16:07
согласен
26.07.22 05:34

Интересная статья, вот еще интересное на данную тему https://biz.kz/2022/07/12/esli-vam-nuzhny-zernovozy-kupite-ih/

Войдите на зайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
0
Команда НАСА Lucy обнаружила луну у астероида Polymele

Команда НАСА Lucy обнаружила луну у астероида Polymele

Еще до своего запуска миссия НАСА Lucy уже была на пути побить рекорды посещаемости астероидов, в сравнении с любой предыдущей миссией. А после неожиданного результата продолжительной наблюдательной кампании, миссия может добавить в список еще один астероид.

27 марта научная группа Lucy обнаружила, что у самого маленького из троянских мишеней миссии, 15094 Polymele, есть собственный спутник. Ожидалось, что в тот день Polymele пройдет перед звездой, что позволит команде наблюдать, когда астероид ненадолго заблокирует или закроет ее. Распределив 26 команд профессиональных астрономов и астрономов-любителей по пути, где будет видно затмение, команда Lucy ...
17.08.22 08:29
0
1
В Китае создано самое сильное в мире устойчивое магнитное поле

В Китае создано самое сильное в мире устойчивое магнитное поле

Китайские ученые установили новый мировой рекорд по самому сильному устойчивому магнитному полю, когда-либо созданному на Земле. Гибридному магниту удалось создать поле силой 45,22 Тесла, что более чем в миллион раз сильнее, чем у планеты.

Рекорд был установлен в Центре стабильного сильного магнитного поля (SHMFF) в Хэфэй, Китай, с использованием магнита гибридной конструкции, который работает с 2016 года. Конструкция включает резистивный магнит, расположенный в зазоре 32 мм в центре сверхпроводящего магнита, что позволяет им объединить усилия для создания невероятно сильного магнитного поля. 12 августа гибридный магнит создал реко...
16.08.22 07:36
0
-1
Ученые воссоздали песню давно потерянного насекомого, чтобы снова его найти

Ученые воссоздали песню давно потерянного насекомого, чтобы снова его найти

После 150 лет молчания в музее странный образец снова запел свою песню. Ученые воссоздали в цифровом виде звук давно исчезнувшего вида насекомых, которого не видели с 1869 года, создав 3D-сканы его крыльев. Специфика мелодии может помочь отследить живые экземпляры в дикой природе — если они еще остались.

Prophalangopsis obscura — вид катидид, насекомого, похожего на кузнечика, но о нем мало что известно, потому что был собран только один экземпляр. Одинокий голотип, самец длиной 10 см (4 дюйма), был обнаружен где-то в Индии в середине 19 века, а затем передан в дар Лондонскому музею естественной истории, где был впервые научно описан в 1869 году. И с тех пор его никто не видел, несмотря на все ус...
15.08.22 06:56
0
1
Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

Получение кислорода с помощью магнитов может помочь астронавтам дышать

Международной группой ученых был предложен потенциально лучший способ получения кислорода для астронавтов в космосе с использованием магнетизма.

Вывод сделан на основании нового исследования магнитного разделения фаз в условиях микрогравитации, опубликованного в журнале npj Microgravity исследователями из Уорикского университета Великобритании, Университета Колорадо в Боулдере и Свободного университета Берлина в Германии.Поддержание дыхания астронавтов на борту Международной космической станции и других космических аппаратов — сложный и до...
14.08.22 12:03
0
11
Candela представила окончательный дизайн парома

Candela представила окончательный дизайн парома

В прошлом году шведский производитель электрических лодок Candela объявил о планах по запуску пассажирского парома P-30. На завершающей стадии проектирования судно было переименовано в P-12 Shuttle и спустился на воду как катамаран на подводных крыльях.

Переименование парома отражает переход компании от обозначения пассажировместимости к длине лодки, то есть прошлогоднее водное такси P-12 теперь превратилось в P-8 Voyager. Ключевые характеристики мало изменились с прошлого года: паром на подводных крыльях вмещает до 30 сидячих пассажиров (плюс капитан) — хотя судно теперь является катамараном, «чтобы сделать его как можно шире, и получить крыло ...
24.06.22 08:30
0
4
Ulstein раскрыл концепцию корабля с ториевым двигателем

Ulstein раскрыл концепцию корабля с ториевым двигателем

Норвежская морская группа Ulstein представила Thor - концептуальный проект 149-метрового корабля пополнения, исследований и спасения, работающего от ториевого реактора на расплавленной соли (MSR), который можно использовать для перезарядки аккумуляторов круизных лайнеров в море.

По мере роста экологического сознания экотуризм стал быстро развивающимся бизнесом, но с желанием посетить экзотические места возникает необходимость в защите этих мест, часто находящихся под угрозой. Это особенно актуально для круизных лайнеров, заходящих в полярные регионы, известные своей хрупкостью. Полярные круизы должны не только удовлетворять внутренние потребности по защите арктических и ...
04.05.22 15:34
0
6
Cybercat превращает Cybertruck в автомобиль-амфибию и микро-кемпер

Cybercat превращает Cybertruck в автомобиль-амфибию и микро-кемпер

Самый странный пикап на дороге также обещает стать самым странным катамараном на воде, если новый набор аксессуаров от стартапа из Сиэтла увидит свет.

Компания представляет грузовик, построенный Маском, плывущим по воде с набором присоединяемых понтонов, подвесных электрических моторов и даже модернизированных подводных крыльев. А поскольку кузов не будет занят фанерой или электроинструментами, его можно использовать для перевозки дополнительного снаряжения и аксессуаров для отдыха, в том числе выдвижного каркаса кемпера, который превращает маши...
08.02.22 13:33
0
12
Virgin Hyperloop демонстрирует новый дизайн

Virgin Hyperloop демонстрирует новый дизайн

Хотя до технологии, необходимой для перемещения людей через вакуумную трубу со скоростью, близкой к скорости звука, еще далеко, время от времени разработчики Hyperloop любят делиться своим видением того, как это может выглядеть будущее.

Virgin Hyperloop выпустила новый промо-ролик, в котором подробно описывается воображаемый опыт пассажиров, а также обновленная версия транспортных вагонов. В последний раз на показе своего прогресса, команда Virgin Hyperloop рассказала о испытаниях с экипажем, когда пассажиры мчались со скоростью 172 км/ч (107 миль в час). Перед этим были годы испытаний без экипажа на заводе в Неваде, когда коман...
28.01.21 14:52
0