Ошибка!

Показать Ошибка!

Забыли пароль?

Ошибка!

Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Забыли пароль? Напишите ваш email и мы отправим письмо с инструкциями.

Ошибка!

Обратно

Закрыть

Клипер - наш ответ?

Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз». Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

История создания

Работы по проектированию пилотируемых кораблей в РКК Энергия всегда относились к приоритетным. Даже в 90-е годы шла модификация кораблей «Союз ТМ», имелся задел по дальнейшей модернизации («Союз ТММ», «Союз ТМС»). Во второй половине 90-х ведущим аэродинамиком РКК Решетиным был предложен новый корабль по схеме «несущий корпус» — промежуточный вариант между крылатым Шаттлом и баллистической капсулой «Союза». В рамках НИОКРа была рассчитана аэродинамика корабля, а его модель испытана в аэродинамической трубе.

В 2000—2002 годах шла дальнейшая проработка корабля, но тяжелая ситуация в отрасли не оставляла надежд на реализацию. Наконец, в 2003 году Решетин сумел переломить ситуацию — проект получил путёвку в жизнь.

В 2004 году началось продвижение «Клипера». В связи с недостаточностью бюджетного финансирования основной упор делался на сотрудничество с другими космическими агентствами. В том же году интерес к «Клиперу» проявило ЕКА, но потребовало коренной переработки концепции под свои нужды — корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с ОКБ «Сухого» и ЦАГИ была разработана крылатая версия «Клипера». К тому же времени в РКК был создан полномасштабный макет корабля, начались работы по компоновке оборудования.

Основные отличия от «Союзов»

  • «Многоразовость». «Клипер» имеет возвращаемую капсулу, которую можно будет использовать неоднократно;
  • «Клипер» может выводить на орбиту 6 человек и до 700 кг полезного груза («Союз» — только 3 человека и 200 кг груза);
  • Бо́льший внутренний объём повышает комфортность и позволяет увеличить время автономного полёта
  • «Клипер» сможет возвращать до 500 кг полезного груза («Союз-ТМА» — 100 кг);
  • универсальность: корабль может быть использован для доставки экипажа и груза на орбитальную станцию, экстренной эвакуации экипажа станции, для вывода на орбиту «космических туристов», при межпланетных полётах и т. д.;
  • «Клипер» способен совершать более сложные маневры на орбите, предполагается, что он будет более безопасен и комфортен.

Устройство корабля

 

Конструктивно «Клипер» состоит из возвращаемого аппарата (ВА) и орбитального отсека. Главная особенность — это возвращаемый аппарат типа «несущий корпус» со своеобразной утюгообразной формой. Существенно более высокое аэродинамическое качество (0,6—1,8 на гиперзвуке против 0,25—0,3 у «фары» «Союза») позволяет осуществлять планирующий спуск в верхних слоях атмосферы, что снижает тепловые нагрузки и позволяет использовать многоразовую теплозащиту. Конструкция также позволяет возвращаемому аппарату совершать боковые манёвры в пределах 500—600 км, в то время как «фа́рам» при спуске с орбиты удаётся скорректировать не более 70—80 км. В отличие от «Союза» ВА аэродинамически неустойчив, поэтому для удержания нужной ориентации при спуске у аппарата предусмотрены аэродинамические щитки. Крылатый ВА в целом сохранил фюзеляж бескрылого, но несмотря на это, обладает высоким аэродинамическим качеством на дозвуке (до 4—5), что позволяет производить посадку на аэродромы как обычному самолету.

Орбитальный отсек спроектирован на базе орбитального отсека «Союза». С него же возьмут системы сближения и стыковки. Двигатели орбитального маневрирования предполагается сделать на паре этанол/жидкий кислород. Запас ХС ~420 м/с.

Снизу к орбитальному отсеку пристыкован модуль с твёрдотопливными двигателями системы аварийного спасения (САС). Они же используются для довыведения на орбиту.

Технические характеристики бескрылого корабля

Стартовая масса 13-14,5 тонн
Количество членов экипажа+пассажиры 2+4 при старте / 2+5 при посадке
Объём кабины возвращаемого аппарата 20 м3
Масса возвращаемого аппарата 7,1—9,8 т
Масса груза доставляемого 700 кг.
Масса груза возвращаемого 500 кг.
Масса груза, удаляемого в бытовом отсеке 200 кг.
Время автономного полёта (с экипажем 6 чел) 5 суток
Время полёта в составе орбитальной станции 1 год
Перегрузка при спуске 2,5g
Точность посадки (3—15) км.

 Использование корабля

«Клипер» разрабатывается как один из элементов транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов (станций), в его задачи входит:

  1. выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации (при нахождении корабля в составе станции);
  2. возвращение на Землю экипажа и полезного груза и доставка на орбитальную станцию;
  3. Выведение со станции оборудования, отработавшего свой ресурс, продуктов жизнедеятельности и т.д
  4. возврат на Землю результатов исследований и экспериментов;
  5. выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;

Среди задач, которые будет решать «Клипер», не только доставка экипажей и грузов на орбитальные станции (в частности МКС) и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа орбитальной станции, исследовательские и туристические орбитальные полёты. Длительность автономного полёта «Клипера» — 5 суток (при выполнении целевых задач длительность автономного полета без стыковки со станцией составляет до 15 суток), в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на целый год.

Заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК «Энергия» Борис Сотников заявил, что запуск Клиперов будет возможен со всех российских космодромов, где имеются стартовые комплексы «Союз»: Байконур и Плесецк. В случае успешного развития проекта «Союз на Куру» — также и со строящегося стартового комплекса, на космодроме Куру во Французской Гвиане.

Ракета-носитель

В проекте РКК «Энергия» для вывода корабля «Клипер» на низкую околоземную орбиту предполагалось использовать новую российскую ракету-носитель «Онега», разрабатываемую на основе глубокой модернизации РН среднего класса «Протон».

Однако в связи с тем, что одновременная разработка космического корабля и РН могла потребовать больших финансовых и временных затрат, экс-гендиректор РКК «Энергия» Юрий Семёнов обратился к украинским коллегам с предложением использовать вместо проектируемой ракеты-носителя «Онега» находящуюся в совместной эксплуатации на космодроме «Байконур» украинско-российскую ракету-носитель «Зенит-2». По его же словам, стоимость создания лётного образца «Клипера» около 10 млрд рублей (в ценах 2004 года).

Финансирование и разработчики проекта

По словам заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» Валерия Рюмина на всемирном форуме ЭКСПО-2005, проходившем в Японии, в 2005 году финансирование проекта «Клипер» на средства из бюджета не запланировано.


Европа отказалась от «Клипера»

Европа с самого начала проявляла большую заинтересованность в проекте «Клипер». Предполагалось, что ЕКА займется разработкой авионики и ряда других систем корабля и будет вкладывать в проект по £100 млн ежегодно, в течение 10 лет. (Статья в газете «Observer» от 22 мая 2005 года, англ.) В декабре 2005 года на совете министров ЕКА обсуждалось выделение 60 миллионов евро на проведение предварительных исследований по проекту «Клипер». Проект не получил поддержки, и решение о формах сотрудничества и масштабах финансирования было отложено до лета 2006 года.


Россия и Америка создают новые пилотируемые корабли

18 января 2006 года Федеральное космическое агентство объявило о проведении тендера на разработку перспективного космического корабля многоразового использования «Клипер». Заявки на участие подали РКК Энергия, ГКНПЦ им. Хруничева и НПО «Молния». После месячного обсуждения конкурсная комиссия объявила, что ни один из представленных вариантов не удовлетворяет условиям тендера, все они были отправлены на доработку, а окончательное решение перенесено на июнь. 26 июня Европейское космическое агентство предложило Роскосмосу присоединиться к разработке космической транспортной системы ACTS на базе КК Союз и европейского корабля ATV. Предложение было принято и спустя 2 недели конкурс на перспективный многоразовый корабль был официально прекращен по причине технико-экономической нереализуемости представленных проектов.

14 июля правительством РФ была одобрена разработанная в РКК «Энергия» концепция развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 гг. Концепция подразумевает поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полеты на Марс. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК Союз и создание межорбитального буксира «Паром», а уже потом (2010—2015 гг) предполагается создать многоразовый корабль «Клипер».

В настоящее время разработка «Клипера» не относится к числу приоритетных направлений деятельности РКК «Энергия». Часть НИОКР, как и раньше, финансируется из собственных средств корпорации, в частности в 2007 году на наземной испытательной базе планируется провести отработку ряда заложенных в проект технических решений.

----------

Вам надоел ваш старый телевизор? Пора его сменить на новый! Большой выбор цифровых телевизоров здесь www.megastayl.ru. Высокое качество с гарантией.

Комментарии:

alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)
Алим
Алим 04.03.09 23:32
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

с 1 - 3 - полностью согласен
4 - думаю, пока дальше макета и расчетов дело не ушло...
5 - эх...
с пунктами 6 и 7 хочу поспорить но не буду )
Алим
Алим 04.03.09 23:40
Вилли!
где статья про астероид бля?!?
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий
Алим
Алим 05.03.09 09:02
volhv
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий

сам найди ;)
alim
volhv
volhv
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).

1) Классная статья. Предлагаю её расскрутить.
2) Жаль будет, если эта разработка из за низких цен на нефть повторит судьбу бурана.
3) Большой объём кабины это здорово - теперь космос будет доступер высоким космонавтам.
4) Немного не понятно про точность посадки - (3—15) км. Значит ли это что Клипер промахивается мимо взлётно посадочной полосы на 3-15 км?
5) Проект не будет финансироваться из бюджета. Нужели найдутся спонсоры готовые заплатить за этот нерентабельный корабль?
7)

Пункт первый убираю - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%9A%D0%90)
найди десять отличий

сам найди ;)
alim Многоцелевой многоразовый космический летательный аппарат, проектируемый в РКК «Энергия» с 2000 года, который продвигают на смену космическим кораблям серии «Союз».
Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011 года, первый пилотируемый — в 2012 году (в случае, если будет найдено финансирование).
А будет ли финансирование нафдено... ))))
kolik
kolik 04.03.13 02:06
Классная статья
Сергей
Сергей 24.06.15 16:07
согласен
Войдите на зайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
6
Космическая обсерватория Chandra возобновит работу на следующей неделе

Космическая обсерватория Chandra возобновит работу на следующей неделе

Космическая обсерватория агентства NASA Chandra, которая с 1999 года используется для исследования космоса в рентгеновском диапазоне, продолжит свою работу уже на следующей неделе.

В начале октября ориентируемый гироскоп обсерватории, вследствие сбоя в работе отправил станцию в «безопасный режим». Основные системы питания обсерватории были отключены, а солнечные панели были переведены в режим максимальной генерации солнечной энергии. Впрочем, как заявили члены миссии, эта проблема практически решена. «Команда Flight Operations завершила тестирование и симуляцию нового прог...
21.10.18 11:18
0
6
Астрономы только что обнаружили мельчайшую галактику-каннибал во Вселенной

Астрономы только что обнаружили мельчайшую галактику-каннибал во Вселенной

В космосе полно «каннибалов». Астрономы давно подозревают, что массивные галактики, такие как Млечный Путь, поглощая звезды более мелких соседей, со временем становятся все больше. Однако новые исследования показали, что маленькие галактики тоже занимаются «каннибализмом».

В одной из публикаций журнала Monthly Notices Британского королевского астрономического общества сообщается, что два астронома из Испанского института астрофизики, возможно, обнаружили самую маленькую зарегистрированную галактику-каннибала Секстант 1, которая находится в созвездии Секстанта. Карликовая галактика возрастом около 10 млрд. лет несет  в себе в 100 000 раз меньше солнечных масс, ч...
20.10.18 18:45
0
7
В этот день: миссия ExoMars достигла Красной планеты

В этот день: миссия ExoMars достигла Красной планеты

Ровно 2 года назад 20 октября 2016 года миссия Европейского Космического Агенства ExoMars достигла поверхности Марса.

В рамках ExoMars в космос был запущен орбитальный корабль Trace Gas и посадочный зонд Schiaparelli. На протяжении нескольких лет Trace Gas и Schiaparelli летели вместе и разделились 16 октября, за четыре дня до того, как орбитальный корабль вышел на орбиту Марса, а зонд совершил посадку на планету. Но во время посадки модуля что-то пошло не так, и он разбился об поверхность Марса.   Schiapa...
20.10.18 14:27
0
5
В Калифорнии был обнаружен обломок спутника Iridium

В Калифорнии был обнаружен обломок спутника Iridium

13 октября фермер, занимающийся выращиванием грецких орехов, нашел в своем саду кусок металла неизвестного происхождения. После этого мужчина сразу же обратился в местное отделение шерифа, сообщает американский телеканал KGET.

С этим вопросом шериф отправился в Ванденбергскую базу ВВС, эксперты которой заключили, что подозрительный металлический элемент — это сгоревшая обшивка корпуса, вероятно, часть топливного бака спутника космической связи Iridium. Скорее всего, часть корпуса отпала от спутника Iridium 70, который, согласно данным сайта отслеживания n2yo.com, экстренно вышел со своей орбиты тремя днями ранее. Iridi...
20.10.18 11:29
0
5
Panasonic разработала самоуправляемые кресла-коляски

Panasonic разработала самоуправляемые кресла-коляски

Японская машиностроительная компания Panasonic приступила к тестированию самоуправляемых колясок для больных и инвалидов в международном аэропорту Ханеда. Как сообщается, в связи с проведением Олимпиады в Японии подобные устройства будут установлены во всех крупных аэропортах страны.

Путешественник, которому нужна физическая помощь, может заказать коляску с помощью приложения на смартфоне. Устройство Panasonic самостоятельно доставит пассажира в любую точку на территории аэропорта, достаточно лишь давать ему конкретные указания. После доставки пассажира в указанное место коляска сразу же отправляется на помощь к другому человеку. Автономное передвижение устройства обеспечива...
17.10.18 15:18
0
12
Легкий скутер UrmO

Легкий скутер UrmO

Самобалансирующие скутеры в настоящее время уже давно и уверенно осваивают дороги нынешних населенных пунктов.

Всеобщий минус данного персонального автотранспорта — тяжеловесность, никак не дозволяющая в желаемый период поместить его в сумочку, либо в ранец. Германский стартап внес предложение для разрешения данной задачи.В «трудовом» состоянии он почти не выделяется среди собственных бесчисленных братьев: человек движется стоя на ногах. Регулирование: разбег, замедление, повороты исполняются в результате ...
04.10.18 19:37
0
9
Первый в мире поезд на водородном топливе запущен в Германии

Первый в мире поезд на водородном топливе запущен в Германии

Северная часть Германии стала обладателем этого нововведения, теперь туристы и граждане могут ощутить на себе такое редкое явление, как поездка на транспорте, основанным водородным двигателем.

На крыше состава расположена цистерна с водородом, то есть атомы водорода, преобразовываясь в электрический ток, приводят в движение целую сеть многотонных вагонов. Хотелось бы упомянуть, что названием поезда является "Coradia iLint" он имеет возможность разгонятся до 140 километров в час, и обладает запасом хода в 1000 километров. Его преимущество сразу выделяется на фоне остальных поездов, ведь ...
02.10.18 21:18
1
5
Электрический мини-кар готов к продаже в Швеции

Электрический мини-кар готов к продаже в Швеции

Как обещают покупателям создатели компактного электрокара, Uniti One сможет проезжать около 300 километров на одном заряде аккумуляторной батареи. При этом, автомобиль оборудован небольшим аккумулятором 22 kWh. Таким образом, новинка стоит практически в данном ряду с Nissan Leaf и может даже пободаться с ним по дизайну и легкому весу. Техническая команда Uniti One предлагает всегда...
27.07.18 17:12
0