Было предложено для музея использовать участок около
Новой Библиотеки Александрии, где, как полагают учёные, знаменитая королева Египта проживала со своим возлюбленным Марком Антонием перед тем, как покончить с собой.
С высокими стеклянными "парусами" и стеклопластиковыми туннелями на дне моря, предложенный подводный музей в Александрии может доставить посетителей прямо к затонувшему дворцу Клеопатры.
В начале сентября ЮНЕСКО - культурное агентство Организации Объединенных Наций - объявило, что оно оплатит работу команды, чтобы определить, возможно ли вообще создание такого музея.
В случае его постройки он показал бы сокровища и памятники дворца Клеопатры, который когда-то стоял на острове в одном из наибольших рукотворных заливов в мире и в результате землетрясения был поглощен морем в четвертом столетии нашей эры.
Залив заполнен затонувшими археологическими сокровищами. В 1990-ых годах археологи-водолазы нашли тысячи объектов: 26 сфинксов, статуи-подарки богам, блоки весом до 56 тонн, и даже обломки римских и греческих кораблей.
Затонувшие сокровища
Проектируемый музей может включить в себя части, которые, как полагают, являются обломками Александрийского маяка, одного из семи древних чудес света.
Археологи нанесли на карту более 2 000 затопленных объектов в области залива, принадлежащих, как они полагают, древнему маяку.
«Богатства этой области весьма внушительны», - рассказывает Нагиб Амин (Naguib Amin), эксперт руководства строительными работами, назначенный египетским Высшим советом по вопросам древностей.
"Целый древний город Александрия лежит под водой, всего в паре метров от берега".
Лучше, чем фильм
Проектируемый музей находился бы как на суше, так и под водой. Двойная природа предназначена, чтобы как традиционный музей давать знания, а также позволить посетителям рассматривать экспонаты в их естественном затопленном состоянии.
"Когда вы приходите на место археологических раскопок, вы проявляете определённые незаменимые эмоции. Это совсем не похоже на просмотр видео о них", – рассказывает находящийся в Париже Жак Рожери (Jacques Rougerie), главный архитектор группы по анализу осуществимости.
"Это походит на астронавта, который не может передать другим людям, на что похоже нахождение в открытом космосе".
Он спроектировал здание с четырьмя высокими конструкциями, сформированными в виде парусов "фелуччи" - парусных лодок (
фотография), путешествовавших начиная с древних времен по Нилу. Эти стеклянные паруса представляют четыре точки компаса и освещены синим светом на эскизах Рожери.
"Эти четыре точки будут походить на Александрийский маяк, который освещал библиотеку и весь мир, – рассказывает автор. – Я хочу проделать похожую вещь и с этим музеем".
У большего, наземного музея будут подводные стеклопластиковые туннели к конструкциям, где посетители смогут рассмотреть древности, все еще лежащие на морском дне.
Но темные воды залива могут затенить обзор затопленных памятников. Строители музея должны будут либо убрать воду, либо заменить её полностью искусственной лагуной.
"В создавшемся положении у нас есть прекрасный выход", – рассказывает Амин, эксперт Высокого Совета.
"Попытайтесь представить стеклянную трубу. Вы просто окружаете ею главные памятники, которые мы должны выдвинуть на первый план. Это походит на помещение каждого из этих памятников в эту трубу".
Проблемы материально-технического обеспечения
Предложенный музей должен быть подводным не только из за эстетической ценности, а также и потому что конвенция ЮНЕСКО 2001 года требует сохранения подводного наследия..
Конвенция гласит, что затопленные экспонаты должны остаться на морском дне из-за уважения к их историческому контексту и, в некоторых случаях, потому что вода фактически сохраняет экспонаты.
Но стройка непосредственно около затопленных экспонатов может повредить их – вот одна из многочисленных проблем материально-технического обеспечения, которые команда проверки выполнимости, состоящая из археологов, архитекторов, инженеров, экономистов и бюрократов, рассмотрит за следующие два года.
Если анализ даст добро на строительство, планировщики оптимистично настроены построить его за три года. Стоимость музея, однако, пока не была определена, а источники финансирования еще не были обеспечены.
"Подводное строительство стоит много, очень много денег и существует очень много различных технических проблем, так что возможно придётся разделить музей на два отдельных музея, таким образом он сможет принять максимальное количество людей", – рассказывает Рожери.
В дополнение к проблемам стоимости будет исследована проблема безопасности посетителей.
Структурную целостность здания, напротив, считают совсем незначительной проблемой, так как Александрийский залив имеет глубину приблизительно 5-6 метров, и архитекторы не столкнутся с сильным гидравлическим давлением на стены музея.
Возможно, этот музей – надежда египетская властей – построенный в будущем преобразует как промышленность туризма Александрии, так и нынешний пейзаж города.
"Это будет не просто музей как таковой. Это - часть целостной картины, чтобы оживить целый город и его наследие" – подводит итог Амин.
По материалам National Geographic