Ошибка!

Показать Ошибка!

Забыли пароль?

Ошибка!

Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Скрыть Ошибка!

Забыли пароль? Напишите ваш email и мы отправим письмо с инструкциями.

Ошибка!

Обратно

Закрыть

Самолеты Берта Рутана: ARES

В феврале 1990 года с аэродрома г. Мохава (штат Калифорния, США) поднялся в небо самолет Скейлд Композитс ARES (Agile Responsive Effective Support - маневренный самолет непосредственной поддержки с малым временем реакции), построенный под руководством Эльберта (Берта) Рутана.


Как и другие самолеты, созданные этим выдающимся американским авиаконструктором, автором знаменитого «Вояджера», на котором в 1984 году был совершен первый в мире кругосветный перелет без дозаправки топливом в полете, новая машина имеет оригинальную аэродинамическую компоновку и конструктивные решения. Впрочем, необычностью «облика» летательных аппаратов, особенно легких, сейчас трудно кого-либо удивить. Однако ARES от всех ранее созданных боевых самолетов отличается еще и назначением — это первый истребитель вертолетов



Использование винтокрылых летательных аппаратов при ведении боевых действий началось еще в годы второй мировой войны, когда геликоптеры конструкции И. Сикорского применялись для эвакуации раненых с поля боя. До начала 70-х годов вертолеты использовались преимущественно как транспортное, разведывательное и связное средство. Проекты создания боевых вертолетов, выдвигавшиеся, в частности, фирмой «Белл» и ОКБ М. Миля, тогда не были реализованы. Также не разрабатывались авиационные средства борьбы с вертолетами: предложение по применению в качестве истребителя вертолетов учебно-тренировочного самолета Як-11 в СССР рассматривалось еще в 50-е годы, но не получило поддержки. Быстрое совершенствование противотанковых управляемых ракетных комплексов позволило превратить вертолеты в мощное средство борьбы с бронетанковой техникой, тем более что средств борьбы с самими вертолетами практически не оказалось. Так, проведенные в ФРГ в 80-х годах эксперименты выявили неэффективность перехвата вертолетов существующими истребителями. Аналогичные результаты были получены и при попытках перехвата легкого вертолета Во. 105 учебно-боевым самолетом «Альфа Джет», имеющим сравнительно высокую маневренность и наводящимся на вертолет по командам с земли. Более удачным, но также недостаточно эффективным оказалось использование против одного вертолета двух самолетов, когда один корректировал действия другого. Для борьбы с вертолетами нужен был специальный самолет. В то же время современные боевые вертолеты, имеющие мощное вооружение, научились «огрызаться». Так, в ходе ирано-иракской войны они неоднократно вступали в оборонительные бои с истребителями противника, а иракский Ми-25 даже сбил ПТУРСом иранский истребитель F-4 «Фантом». В США в 1981 году приступили к выработке концепции легкого самолета, предназначенного специально для борьбы с вертолетами противника и непосредственной авиационной поддержки. К консультациям по работе над этой программой был привлечен Э. Рутан, уже известный в то время конструктор спортивных самолетов. Для экспериментальной проверки концепции самолета, получившего обозначение LCBAA (Low Cost Batllefield Attack Aircraft — ударный самолет поля боя, имеющий низкую стоимость), был использован ультралегкий самолет Э. Рутана «Лонг-Изи». Тогда же сформулированы предварительные требования к самолету LCBAA: основное назначение — борьба с вертолетами; второстепенное — оказание непосредственной поддержки наземным войскам; дополнительное — передовое воздушное наведение, разведка, РЭБ. Однако работа по программе не получила в то время дальнейшего развития, что отчасти можно объяснить незаинтересованностью военно-промышленного комплекса в реализации сравнительно простых и недорогих программ. С 1985 года в обстановке секретности английской фирмой «ВАе» по контракту с министерством обороны страны проводились исследования по поиску облика легкого маневренного фронтового истребителя SABA (Small Agile Battlefield Aircraft), предназначенного для уничтожения вертолетов над полем боя. Было изучено несколько вариантов схемы самолета и силовой установки, включая одноместный самолет двухбалочной схемы и два варианта самолета схемы «бесхвостка» с треугольным крылом, но в конечном счете для дальнейших исследований был выбран самолет схемы «утка» с безредукторным ТВВД и толкающим винтом, имеющим 12—18 лопастей. Программа SABA не вышла из стадии концептуальных исследований, и каких-либо сообщений о планах постройки натурного самолета не поступало.



Рутан начал разработку самолета ARES в конце 80-хгодов в инициативном порядке, используя опыт участия в программе LCBAA. Кроме решения задачи борьбы практически со всеми существующими вертолетами он должен был применяться для непосредственной авиационной поддержки, патрулирования границ, участвовать в операциях по борьбе с наркобизнесом, ультралегкими летательными аппаратами, а в двухместном варианте — для передового авиационного наведения и в качестве учебно-тренировочного средства.



ARES выполнен по схеме «утка» с крылом двойной стреловидности по передней кромке и скругленными законцовками. Переднее горизонтальное оперение имеет отрицательную стреловидность. Крыло — без закрылков. Вертикальное оперение — двухкилевое, кили расположены на вынесенных назад за крыло балках. Ось фюзеляжа смещена на 76 см вправо относительно плоскости симметрии крыла. Конструкция самолета более чем на 50 процентов, по массе выполнена из стеклопластика. Поверхности управления и части конструкции, расположенные вблизи пушки, изготовлены из стеклопластика и кевлара. Кабина самолета — одноместная, имеющая наддув для защиты от оружия массового поражения, с хорошим обзором вперед — вниз и по сторонам, с катапультным креслом. Бронирование кабины — из кевлара. Система управления самолетом — безбустерная. Гидравлика используется только для выпуска и уборки шасси и воздушных тормозов. Большие тормозные щитки установлены в корневой хвостовой части крыла, между балками и элеронами. Самолет оснащен турбореактивным двухконтурным двигателем Пратт-Уитни JT15-D-5 с тягой 1340 кгс и электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель установлен под углом относительно оси фюзеляжа. Выходное устройство искривлено для «выравнивания» линии тяги. Воздухозаборник расположен в верхней части по левому борту фюзеляжа, на большом удалении от дульного среза пушки, что препятствует попаданию в двигатель пороховых газов. В дальнейшем возможна установка двигателя с большей тягой. ARES вооружен пушкой Дженерал Электрик GAU-12U калибра 25 мм с боекомплектом 220 снарядов, установленной с правой стороны фюзеляжа. Принятая компоновка позволяет устранить реакцию самолета по рысканию, которое может привести к неустойчивой работе двигателя при стрельбе из пушки. Кроме того, в состав вооружения могут входить управляемые ракеты класса «воздух-земля» и «воздух—воздух» А1М-9 «Сайдуиндер». В центральной части фюзеляжа расположен отсек для размещения целевой нагрузки, в том числе различных датчиков и аппаратуры для фоторазведки. Доступ в отсек обеспечивается через люк, расположенный с правой стороны фюзеляжа. Начало испытаний самолета ARES было не совсем благополучным: во время второго полета вышла из строя гидравлическая система, однако летчик-испытатель, воспользовавшись аварийной механической системой, выпустил шасси и успешно произвел посадку. До состоявшегося несколькими днями позже первого демонстрационного полета штурмовика-истребителя вертолетов гидравлическая система еще не была исправлена, и самолёт летал перед журналистами с неубранным шасси. Министерство обороны и ВВС США, хоть и озабочены затянувшейся дискуссией о выборе типа нового штурмовика, предназначенного для замены самолета А-10, не в полной мере отвечающего современным требованиям к самолету поля боя, а также поиском средств борьбы с вертолетами и УЛА, не спешат проявлять интерес к самолету, созданному Рутаном, однако фирма «Скейлд Композитс», по всей вероятности, и не рассчитывала на быстрое признание «в своем отечестве». Предполагается, что самолет найдет спрос в развивающихся странах, которые не могут позволить себе приобретение дорогостоящей авиационной техники классических типов, в то время как стоимость самолета ARES оценивается в 1—2 млн. долл., что по меркам нынешнего рынка очень недорого. Будет ли расширена сфера применения самолета - покажет будущее.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

Размах крыла, м 10,0

Длина, м 9,0

Высота, м 3,0

Взлетная масса, т 2,8

Максимальная скорость у земли, км/ч 650

Крейсерская скорость, км/ч 555

Угловая скорость установившегося разворота (в боевой конфигурации), град/с 3 (максимальная скорость установившегося разворота одного из наиболее маневренных истребителей ВВС США F-16С (в боевой конфигурации) — 10,6 град/с.)

В. ИЛЬИН, инженер

Комментарии:

Еще нет комментариев, станьте первым коментатором!
Войдите на зайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
1
Цветы: как они влияют на нашу жизнь и эмоции

Цветы: как они влияют на нашу жизнь и эмоции

Цветы играют особую роль в жизни каждого человека.

Цветы играют особую роль в жизни каждого человека. Они не только радуют глаз своей красотой, но и оказывают глубокое влияние на наше эмоциональное и психическое состояние. Разнообразие видов и оттенков делает цветы универсальным инструментом для создания атмосферы гармонии и уюта в любом пространстве. А букеты из цветовстановятся прекрасным способом выразить чувства и подарить радость близким...
10.09.24 06:41
0
2
Техника Lenovo: надежность и долговечность при эксплуатации

Техника Lenovo: надежность и долговечность при эксплуатации

Покупка технического устройства - это процесс, в котором важно учитывать различные нюансы, напрямую связанные с базовыми характеристиками приспособления и его функциональностью.

Покупка технического устройства - это процесс, в котором важно учитывать различные нюансы, напрямую связанные с базовыми характеристиками приспособления и его функциональностью. Если речь о необходимости инвестировать свободные средства в обновление техники дома или в офисе, то тут лучше всего обращать внимание на изделия известных брендов. Технические приспособления с экономией места на располож...
15.07.24 05:25
0
2
Лучшие модели наушников JBL: обзор и характеристики

Лучшие модели наушников JBL: обзор и характеристики

JBL наушники широко известны высоким качеством звука и надёжностью, благодаря чему они завоевали доверие различных категорий пользователей — от меломанов до спортсменов.

JBL наушники широко известны высоким качеством звука и надёжностью, благодаря чему они завоевали доверие различных категорий пользователей — от меломанов до спортсменов. В этой статье мы представим подробный обзор лучших моделей наушников JBL и расскажем об их ключевых характеристиках, преимуществах и потенциальных недостатках. JBL Live 650BTNC: активное шумоподавление Наушники JBL Live 650BTNC ...
03.07.24 18:49
0
17
Причины роста популярности Астрономии и Космоса среди молодого поколения

Причины роста популярности Астрономии и Космоса среди молодого поколения

Астрономия и космос всегда привлекали внимание людей всех возрастов, но особенно ярко эта наука проявляется среди молодого поколения.

Астрономия и космос всегда привлекали внимание людей всех возрастов, но особенно ярко эта наука проявляется среди молодого поколения. Многие факторы объясняют популярность астрономии среди молодых людей: от увлекательных открытий в области космоса до влияния культурных произведений. Сериалы, фильмы и другие произведения искусства о космических приключениях играют значительную роль в формировании ...
25.02.24 17:55
0
7
Стартап Zapata представил ультралегкий турбинный гибрид eVTOL

Стартап Zapata представил ультралегкий турбинный гибрид eVTOL

Один из самых колоритных персонажей авиации вошел в сферу электрического СВВП. Фрэнки Запата, наиболее известный своими смертоносными высокоскоростными выходками на флайборде, анонсировал гибридный eVTOL в дополнение к своему летающему шезлонгу с реактивным двигателем.

Список инноваций Запаты необычен. Бывший чемпион Франции по водным мотоциклам в 2011 году прикрепил несколько водопроводных труб, ремни на щиколотках и запястьях к задней части гидроцикла и изобрел флайборд, позволяющий людям подниматься в воздух из воды и выполнять достаточно трюков, чтобы начать совершенно новый вид спорта. К 2016 году стало доступно новое поколение компактных и мощных реактивн...
23.08.23 10:39
0
3
Natilus и Zeroavia объединяют усилия для создания водородного самолета со смешанным крылом

Natilus и Zeroavia объединяют усилия для создания водородного самолета со смешанным крылом

Самолет Natilus Kona со смешанным крылом, который сейчас проходит испытания в Калифорнии, будет с нулевым уровнем выбросов благодаря партнерству с Zeroavia, которая предоставит вариант водородно-электрической трансмиссии мощностью 600 кВт.

Двигатель ZA-600 уже проходит испытания. Именно его Zeroavia тестировала на одной стороне 19-местного Dornier 228 — самого большого самолета с водородным двигателем, когда он впервые взлетел. Цель Zeroavia — полностью упаковать, сертифицировать и обеспечить чистые от выбросов коммерческие рейсы к 2025 году. Партнерство с Natilus имеет смысл; конструкции самолетов со смешанными крыльями по самой с...
26.05.23 11:53
0
2
Первые испытания самого большого авиационного двигателя в мире завершились

Первые испытания самого большого авиационного двигателя в мире завершились

Компания Rolls-Royce провела первые наземные испытания массивного двигателя UltraFan, заявив, что он как минимум на 10% эффективнее любого другого крупного авиационного двигателя, эксплуатируемого сегодня. Эта красота из углерода и титана появится на авиалайнерах в 2030-х годах.

Несмотря на устрашающие размеры UltraFan, он впечатляюще легкий благодаря высокоточным 3D-роботам Rolls-Royce, которые изготавливают большинство гигантских лопастей диаметром 3,56 метра из углеродного композита, но у передней кромки используют титан для повышения прочности и устойчивости. Турбины позади главного вентилятора довольно небольшого размера, что создает высокий коэффициент двухконтурно...
24.05.23 12:31
0
1
Для НАСА разрабатывается уникальный беспилотный летательный аппарат с поворотным крылом

Для НАСА разрабатывается уникальный беспилотный летательный аппарат с поворотным крылом

НАСА заключило контракт с компанией Advanced Air Company (AAC) из Вирджинии на разработку и создание прототипа нового типа беспилотника эСВВП с возможностью перехода — концепции с наклонным крылом, в которой вместо приводов используются аэродинамические силы для наклона крыльев и двигательных установок.

Основатель и генеральный директор AAC Билл Фредерикс некоторое время работал в Исследовательском центре НАСА над ранней концепцией «аэродинамических устройств управления вектором тяги». Таким образом, хотя Фредерикс является одним из трех названных изобретателей по патенту, поданному еще в 2016 году, НАСА владеет интеллектуальной собственностью, и Фредерикс будет работать над проектированием и соз...
17.12.22 17:37
0