Дайверы исследуют обломки американского корабля President Coolidge, шикарный круизный лайнер, превращённый в военный транспорт, подорвавшийся на мине в 1942 году. Всего в Тихом Океане имеется около 3,700 мест кораблекрушений времён Второй Мировой Войны.
Затонувшие танкеры, эсминцы и прочие суда, обросшие кораллами и дающие приют морской живности, стали меккой для дайверов, однако они всё ещё содержат вредный груз: тысячи баррелей нефти, бензина и дизельного топлива, плюс химикаты и невзорвавшейся боеприпасы.
Дайвер держит в руках пулемёт, найденный на месте кораблекрушения американского судна времён Второй Мировой Войны около Тихоокеанского острова Эспириту-Санто в Вануату.
Так называемый Призрачный Флот Чука включает в себя множество японских судов, большинство из которых были потоплены во время трехдневней атаки союзных войск в феврале 1944 года.
В течение многих десятилетий ученые и правительства считали, что лучше всего оставить эти обломки в покое.
Откачка трудоемка, дорога и если она будет произведена неправильно, то появятся другие проблемы, например, выброс нефти или других загрязняющих веществ в океан.
Кроме того, большинство судов являются подводными военными могилами, святыми местами, покой которых никто не хочет нарушать.
Однако беспокойство о коррозии, которая в теплой воде происходит быстрее, должно вызвать новое исследования стареющего призрачного флота Чуки, а также примерно 3 700 затонувших кораблей, разбросанных по всему Tихому океану, принадлежащих, по крайней мере, четырём различным странам.
Многие из этих затонувших кораблей находятся в водах вокруг Папуа-Новой Гвинеи и республики Палау, микронезийского архипелага к западу от Чука.
Тихий океан замусорен обломками кораблей времён Второй Мировой Войны. Затонувшие военные корабли лежат под водой возле Палау, 300 островов которого изображены на снимке выше.
Очень многие союзнические и японские суда затонули в проливе рядом с соседними Соломоновыми Островами во время битв за Гуадалканал 1942-1943 годов.
Некоторые защитники окружающей среды волнуются, что эти обломки, очень уязвимые к якорям, ловле рыбы динамитом и штормам, потенциально угрожают морской жизни, побережью, мангровым зарослям и местным экономическим системам.
Исследователи считают, что суда, построенные из железа и стали и лежащие на дне уже 60 лет, в любой момент могут достигнуть переломной точки и развалиться, выпуская в океан загрязняющие вещества.
Виной загрязнение Чука стал затонувший танкер
На тот момент когда американский специалист по охране водных ресурсов Майкл Баррет (Michael Barrett) в 2003 году занялся этой проблемой, никто никогда не наносил на карту точное местороложение кораблей и не делал всесторонний обзор их топливных резервуаров или экосистем, которым они могут угрожать.
Спонсируемый National Geographic, он смог заполнить некоторые пробелы, собрав материал о 31 из 50 мест кораблекрушений в лагуне Чука.
В 2006 году, рассматривая на протяжении двух месяцев эту область с лодки и маленького самолета, Баррет обнаружил тонкую пленку топлива на поверхности лагуны.
Он отследил эту утечку нефти, приведшую к большому японскому танкеру Hoyo Maru, потопленному в 1944 году американской бомбой и теперь лежащему килем вверх на морском дне.
Танкер Hoyo Maru был создан для перевозки восьми миллионов литров нефти. Специалисты по охране водных ресурсов озабочены такой огромной топливной вместимостью.
Этим летом исследователи международной группы защитников окружающей среды, Earthwatch, подтвердили, что этот танкер всё еще пропускает нефть в эту экологически богатую лагуну, служащей домом для черепах, более чем 200 разновидностей рыб, и по крайней мере одному редкому виду коралла.
"Пузыри [нефти] поднимаются из области размером с мелкую тарелку", - рассказывает австралийский морской археолог Билл Джеффери (Bill Jeffery), возглавлявший команду Earthwatch.
Комманда Earthwatch также идентифицировала меньшее нефтяное пятно, происходящее от расположенной по соседству японской плавучей базы подводных лодок, Rio de Janeiro Maru.
Риски разнятся
Как рассказывает Дуглас Хелтон (Douglas Helton) из национального управления океанических и атмосферных исследований, который оценивает и отвечает на многие океанские опасности, угроза представляемая затонувшими кораблями, сильно зависит от того, где они расположена, типа и количества топлива на борту, а также окружающей среды.
Например, обломки в чувствительной лагуне могут представлять большую опасность, чем обломки лежащие на глубине 1000 метров.
Большинство обломков кораблей Второй Мировой Войны "не несут угрозу окружающей среде", - заявляет представитель ВМС США, лейтенант Томас Бук (Thomas Buck).
"Многие из затонувших судов Второй Мировой Войны во время погружения не содержали большого количества нефти (то есть, большинство не было нефтяными танкерами); а те, которые имели, на данный момент лишились их из-за серьезных боевых повреждений".
Однако специалисты по охране природных ресурсов подчеркивают, что такие танкеры как Hoyo Maru из-за своей огромной топливной вместимости заслуживают детального исследования.
Большинство были построены, чтобы перевозить миллионы литров нефти. И, в то время как точное число затонувших топливных танкеров неизвестно, австралийская морская консалтинговая фирма, SEA Australia, среди 3 700 утонувших во время войны в Тихоокеанском регионе кораблей, насчитала 332 танкера, три из которых покоятся в лагуне Чук.
Дорогая и сложная проблема
Так что можно сделать с утечками с затонувших кораблей?
В случае с Hoyo Maru, японское правительство, которое все еще имеет права на этот танкер, признала местные проблемы и попросило японского водолаза взглянуть на нефть, просачивающуюся из танкера, "однако ни один пузырь нефти не был замечен в день осмотра, - пишет Джеффери. - Это обычное явление, поскольку хорошо известно, что танкер может сегодня демонстрировать утечку, а завтра уже нет".
В целом, маленькие островные нации Южного Tихого океана для выполнения крупномасштабной откачке испытывают недостаток в средствах и технологической экспертизе.
Даже если бы они и смогли бы произвести откачку, Япония, Соединенные Штаты и Великобритания, имеют неоднократно подтверждённое право на владение остатками своих кораблей времён Второй Мировой Войны. Все три страны считают, что их корабли, являются морскими могилами и не могут быть очищены кем-либо без их согласии.
В то же самое время, они вообще не действуют, пока не получают определенный запрос о помощи от наций, на чьей территории находятся обломки.
В США различные правительственные учреждения разделяют различные аспекты касающиеся мест американских кораблекрушений, "затонувшие корабли - дорогая проблема, для решения которой у многих агентств не хватает оборудования и денег," – писал в сообщении 2003 года Хелтон.
В то время как национальное управление океанических и атмосферных исследований имеет интерес к последствиям американских военных кораблекрушений, ответственность за аварии вне американских вод полностью лежит на ВМС США.
"Флот разработал структурированный индивидуальный подход для разрешений ситуаций, когда американские морские аварии становятся экологической угрозой", - рассказывает Бак.
Случай с Mississinewa
1944 год. Около микронезийского острова Япа японцы потопили американский танкер Mississinewa.
Больше чем половину столетия спустя, в 2001 году, во время тайфуна, остов Mississinewa была сдвинут с места и начал испускать ежедневно больше 1200 литров нефти.
Микронезия объявила чрезвычайное положение и временно запретила лов рыбы, от которого зависит доход и пропитание жителей острова.
После нескольких попыток поставить несколько заплат, американский флот организовывал в 2003 году всестороннюю откачку, которая потребовала девять морских команд, по крайней мере две баржи, и приблизительно 15 водолазов, которые предварительно подверглись десятидневному обучению.
Водолазы использовали современные техники, в которых погруженные шланги были присоединены к нефтяным цистернам и топливным бакам, и содержимое была выкачано по ним на баржи. Таким образом была разгружена большая часть оставшейся на судне нефти.
Почти восемь миллионов литров нефти было выкачеено, а некоторое количество было повторно переработано и продано, что возместило часть стоимости откачки, которая стоила $5,5 миллионов.
Предотвращение и оценка
Некоторые специалисты полагают, что лучший способ предотвратить проблему – это оценка состоянии кораблей.
"Профилактика всегда лучше чем лечение", - пишет австралийский эколог Тревор Гилберт (Trevor Gilbert).
Оценка вероятности разлития для кораблей представляющих самую высокую угрозу может стоить сотни тысяч долларов, однако это мелочь по сравнению с миллионами долларов, необходимых для откачки нефти с судов с протечкой, таких как Mississinewa, отмечает Гильберт, эксперт по морским загрязнениям, исследовавший по заказу Тихоокеанских островных правительств места кораблекрушений Второй Мировой Войны и работавший совместно с фирмой SEA Australia.
Морской биолог Сильвия Эрле, определившая в 1975 году ещё одну утечку нефти в лагуне Чук, соглашается, что очень важно правильно оценить экологическую угрозу кораблей.
Нефть, просачивающаяся из остова японского корабля Amagisu Maru в лагуне Чук. Эта фотография была сделана Силвией Эрле в мае 1976 года.
"Мы должны знать, сколько нефти, на какой глубине, какие осложнения возможны, - рассказывает она. – Необходима интеллектуальная оценка".
Эрле, предлагает начать с Hoyo Maru: "Если это - танкер, - считает она, - то он имеет высший приоритет".
Однако в целом Эрле защищает осторожный подход. "Вообще, попытки просто пойти и решить проблемы, обычно вызывают ещё большие проблемы", - рассказывает она.
Мины с затонувшего японского судна с боеприпасами. Эта фотография сделана также в 1976 году морским биологом Силвией Эрле.
Некоторые специалисты по охране природных ресурсов считают, что в случаях, когда утечка нефти может представлять опасность, передовые методы откачки топлива более безопасны чем просто ожидание момента, пока судно само выпустит нефть или другие токсины в океан.
Майкл Баррет надеется, что его исследование мест кораблекрушений в Чуке поможет идентифицировать опасные места и начать работы по откачке, особенно там, где возможны утечки топлива. "Чем дольше эти суда подвергаются коррозии и воздействию волн, - считает он, - тем выше риск загрязнения".
По материалам National Geographic
------------
Очень часто нам нужна оценка недвижимости. К вашим услугам оценочная компания, которая является лидером по предоставлению данного вида услуг.
Комментарии: