Вычисления будут использованы для проверки компьютерной модели распространения ударной волны, которую используют инженеры при проектировании нового поколения более тихих сверхзвуковых самолётов. “Мы близки к тому, чтобы получить возможность управлять ударной волной”, - утверждает Питер Коэн (Peter Coen), научный руководитель программы сверхзвуковых исследований из Научно-исследовательского центра НАСА в Лэнгли, Виржиния.
Ударные волны образуются спереди и сбоку сверхзвукового самолёта. Когда эти волны достигают земли, наблюдатели слышат их как единый удар. Публичный протест привёл к запрету на гражданские сверхзвуковые полёты над территорией США, и это стало ключевым фактором, приостановившим дальнейшее развитие сверхзвуковых самолётов.
Попытки снизить шум звука сфокусировались на технике под названием формирование шума, согласно которой шум станет слабее, если его распространить на большей площади. Идея состоит в реконструкции зон формирования удара вокруг носовой и хвостовой частей самолёта, так, чтобы волны от них не ударялись о землю одновременно, а вместо этого достигали её через длительный период, как отдалённый гром.
Пять лет назад НАСА, Агентство перспективного планирования научно-исследовательских работ Министерства обороны США и несколько аэрокосмических компаний провели исследование относительно того, как заострённый носовой конус истребителя F-5 влияет на формирование ударной волны в носовой части.
Сегодня НАСА завершило подобную серию испытаний, касающихся хвостовой части самолёта. Всё зависит от формы крыльев и от потока воздуха вокруг двигателя. По результатам исследования, проведённого с разными конфигурациями F-15, будет создана компьютерная модель формирования ударной волны.
Если результаты оправдают ожидания, следующим шагом станет модификация самолёта, которая позволит снизить шум сверхзвуковых полётов. Утверждение компьютерной модели – ключевая часть этого процесса, т.к. проектирование, конструирование и лётные испытания самолёта могут обойтись в более чем 100 миллионов долларов, утверждает Тим Моэс (Tim Moes) из Научно-исследовательского центра имени Драйдена, НАСА, Калифорния. По его словам на это может уйти 4-5 лет.
(Фото: USAF)
Комментарии: