Бывшие активисты онлайн торговли, переместившиеся в энергетический бизнес, любят сравнивать интернет с умной электросетью. Одна из их дальновидных идей заключается в том, что более умная электросеть создаст рынок, для продаж связанных с энергией товаров и услуг, так же как всемирная сеть создал рынок для продаж товаров через широкополосную сеть. Пустые мечты?
В принципе да, но и здесь есть крупицы истины. Будущая умная электросеть будет двухсторонней с открытой архитектурой. Она будет создавать информацию об энергии — информация в реальном времени об использовании клиентами электричества, нагрузке на энергосистему и отдельных устройствах потребляющих электричество. Эта информация может использоваться, и чтобы уполномочить клиента делать более умный выбор электроэнергии, и в то же самое время создаст рынок, для продажи продуктов и услуг связанных с электричеством.
Президент компании Tendril, занимающейся мониторингом потребления "домашней энергии", Адриан Так (Adrian Tuck) дал следующее определение: "основная предпосылка умной сети - то, что она не только поставляет энергию, но и информацию. И, как только эта информация становится доступной, у нее есть неограниченный потенциал по улучшению практичности и потребительского опыта. Мы предполагаем мир, где товары, услуги, и стимулы могут быть предложены потребителю, основываясь непосредственно на его специфических потребностях".
Никто не знает точно, насколько велик полный рынок энергетических товаров и услуг, ведь он может включать в себя всё от лампочек с низким энергопотреблением и приборов до строительства с учётом климатических особенностей района и розы ветров. Согласно американскому совету по экономике с низким энергопотреблением, в 2004 году в создание зданий с более низким энергопотреблением полностью было инвестировано около $178 миллиардов. Почти половина из этой суммы (49 %) была потрачена на приборы с низким энергопотреблением.
Так как бы работал такой рынок энергетических товаров? Умная сеть соединилась бы с системой энергетического мониторинга дома и с всемирной паутиной, объединяя информацию об устройствах энергии и потреблении. Программным обеспечением от независимого поставщика предупреждало бы домовладельца (через SMS, электронную почту, или консоль управления домом), что, например, включенная стиральная машина расходует больше энергии, чем обычно, а затем предложила бы варианты для покупки новой экономной машины. Поскольку электросеть уже использует информационные технологии, то она может легко соединяться со всеми доступными коммуникационными сетями.
Такие сценарии потребовали бы использование большого числа новых технологий, которые еще не очень широко распространены. Однако внимание, которое общество уделяет умным сетям, наконец, сдвинуло дело с мертвой точки. Например, США инвестирует $4,4 миллиарда в развертывания технологии умных электросетей.
Ещё более важно растущее число призывов к тому, чтобы информация об электроэнергии находилась в свободном доступе для клиента и располагалась на открытой платформе. Это - ключевое требование для рынка, который полагался бы на энергетические данные, для продажи соответствующий товаров: третьи лица должны быть в состоянии говорить на том же самом языке. Например, компания Google недавно представил свой инструмент умной энергии PowerMeter.
В то время как некоторые компании уже предполагают способы использовать электросеть, чтобы создать рынок для продуктов энергии, хочет ли этого рядовой домовладелец? В множестве ранних исследований систем управления энергией некоторые домовладельцы продемонстрировали, что они не хотят активно управлять своим потреблением энергии — либо у них нет на это времени, либо их счета за электричество достаточно малы, и они хотят просто автоматически платят их. И возможно они не хотят, чтобы умная консоль по управлению энергии продолжала убеждать их потратить больше денег на модернизацию приборов или освещения.
Однако новый рынок энергии, также как и то, что делает сегодня Google с информационным управлением, должен быть выборочным - система, где потребители могут управлять своими собственными данными и выбирать, как они будут использоваться. (Компания Google подчеркивает, что его инструмент управления энергии PowerMeter будет сугубо добровольным). В конечном счете, существует надежда, что лица заинтересованные в экономии на своих счетах за электроэнергию или сокращением выбросов парниковых газов захотят выбрать, и будут иметь выбор связанных с энергией продукты и услуги. Если это будет иметь место, то предприниматели из интернета первыми, кто выстроится в очередь, чтобы начать продавать на новом рынке.
По материалам GigaOm
Комментарии: