Эти передовые
силовые агрегаты в конечном итоге должны быть полностью заключены в большие
отсеки, подвешенные под крыльями, где обычно можно найти мощную реактивную
турбину. Каждая капсула будет иметь собственный резервуар с жидким водородом
внутри, а также криогенное охлаждающее оборудование, чтобы поддерживать
температуру кипения топлива при чрезвычайно низкой температуре -253 ° C. У
каждой капсулы также будет собственный блок топливных элементов для
преобразования газообразного водорода в электричество и электродвигатель для
привода пропеллера или электрического реактивного двигателя.
По словам Airbus,
запустив всю топливную систему и трансмиссию в эти отсеки, можно освободить
больше места в фюзеляже для груза и пассажиров. И планируется сделать их
съемными, чтобы самолет легко удерживался в воздухе, просто заменяя целые
капсулы для обслуживания и тому подобного.
В настоящее время Airbus работает над прототипом такой силовой установки, хотя и менее интегрированной, с системой жидкого водорода, расположенной внутри негерметичной секции фюзеляжа самолета. Рассматриваемый самолет будет представлять собой полноразмерный авиалайнер A380, специально предназначенный для испытаний концепции нулевого уровня выбросов на высотах обслуживания. Он будет работать со стандартной трансмиссией реактивного двигателя, с водородным пропеллером и гондолой, свисающей с одной стороны верхней части фюзеляжа, перед хвостовой частью.
«С точки зрения
аэродинамики A380 - очень устойчивый самолет», - говорит Матиас Андриамисаина,
руководитель отдела демонстраций и испытаний ZEROe в Airbus. «Поэтому капсула,
прикрепленная к задней части фюзеляжа через шпангоут, не представляет особой
проблемы. Кроме того, воздушные потоки от винта не влияют на воздушный поток над
хвостовыми поверхностями A380».
Хранение
криогенной топливной системы в негерметичной среде делает это лучшим испытанием
по сравнению с окончательными конструкциями, которые не допустят попадания
топлива в отсеки, но при этом водородное топливо хранится отдельно от кабины и
позволяет команде при необходимости выпускать водородный газ прямо в окружающий
воздух через линии аварийной вентиляции.
Конечная цель состоит в том, чтобы создать авиалайнер с нулевым уровнем выбросов, способный нести достаточно энергии, чтобы летать по тем же маршрутам, которые в настоящее время совершают эти гигантские птицы, работая на керосине Jet-A. Аккумуляторы слишком тяжелые и громоздкие, чтобы нести достаточно энергии для дальних полетов, а системы на газообразном водороде, хотя и предлагают значительно больший запас хода, чем аккумуляторы, все же не соответствуют реактивному топливу. С другой стороны, жидкий водород может нести достаточно энергии для выполнения этой работы, открывая реальный путь к авиации с нулевым выбросом углерода.
Это передовая
технология, адаптированная из космических программ, и ее необходимо очень
тщательно протестировать, прежде чем она станет широко использоваться. Так что
приятно видеть компанию с такими ресурсами, которые Airbus может мобилизовать,
продвигая жидкий водород вперед с целью его масштабного развертывания.
Airbus
намеревается запустить и ввести в эксплуатацию авиалайнер с нулевым уровнем
выбросов к 2035 году. Компания заявляет, что система на жидком водороде может
быть частью этого самолета, и ожидает, что к 2026 году испытательный А380
начнет летать и доказывать эффективность криогенного силового агрегата. Между
тем, компания заключила партнерское соглашение с ArianeGroup, чтобы
спроектировать и построить первую в мире установку для заправки жидким
водородом самолетов с нулевым уровнем выбросов, которую она планирует ввести в
эксплуатацию в аэропорту Тулузы, Бланьяк, к 2025 году.
Комментарии: