RoboSwift разработан за последние несколько месяцев студентами Делфтского технического университета с сотрудничестве с Экспериментальной группой зоологии из Вегенингенского университета в Нидерландах. Это маленький и малошумный летательный аппарат оснащен камерами наблюдения, которые могут быть использованы в будущем для изучения птиц или наблюдения за группами людей или транспортом. Голландское Агенство национальных полицейских подразделений уже объявило, что поддержит разработку RoboSwift’а финансово. Полиция собирается использвать микросамолет для наблюдения за авариями, демонстрациями, а также для слежки и полицейских операций.
С 10 по 15 марта группа студентов, сконструировавших RoboSwift будет участвовать в международном конкурсе микросамолетов в Индии — Американско-азиатском конкурсе микросамолетов.
RoboSwift отличается постоянной меняющейся формой крыльев, т.н. «морфингом крыла», смоделированном с крыльев стрижа. Такие крылья делают самолет необычайно маневренным и эффективным, почти как его живой прототип.
С размахом крыльев около 50 см и весом мнее 100 г, RoboSwift гораздо миниатюрнее стандартных авиамоделей. Набрать высоту ему помогает очень тихий электромотор с пропеллером. Силуэт RoboSwift’а похож на силуэт настоящего стрижа, поэтому заметить его гораздо сложнее, чем вертолеты и другие летательные средства, использующиеся в наблюдении. В данное время «пилота» обучают похожему на птиц поведению в полете, в дальнейшем он научится планировать. Во время планирования мотор выключается, а винт складывается, чтобы самолет мог лететь еще тише и экономнее.
Интересные перспективы использования RoboSwift’а открываются, если установить на него микрокамеры. Например, с помощью такого птицеобразного средства исследователи надеются в будущем получить возможность наблюдать за дикими птицами вблизи, не вызывая у них тревоги. Это открывает путь к новым формам биологических исследований. Кроме того, самолет позволит вести скрытое наблюдения за группами людей или машин.
Хотя некоторые военные самолеты, например F14 Tomcat и англо-германский Tornado, и оснащены так называемым управляемым крылом, ни один из этих аппаратов не может существенно уменьшить площадь крыла, тем самым не имея доступа к преимуществам «морфинга». Кроме того, в отличие от RoboSwift’а, они не могут поворачивать, изменяя форму крыла.
В основу своего проекта студенты положили изыскания своего научного руководителя, Дaвида Лентинка (David Lentink) из Вагенингенского университета. В апреле 2007 года он вместе с несколькими соавторами опубликовал в журнале Nature исследование аэродинамических характеристих стрижа. За время своей жизнзи стриж пролетает расстояние, сопоставимое с пятью полетами на Луну и обратно, и может находиться в воздухе непрерывно в течение 7000 км. Лентлинк и его коллеги обнаружили, что подобная эффективность и маневренность стрижа связана с тем, что он постоянно видоизменяет свои крылья, адаптируясь в летным условиям. Работа Лентлинк, наряду с другими исследованиями, воодушевил создание летательного аппарата, основанного на механике птичьих крыльев — «биовдохновленной» конструкции.
Комментарии: