В 90-ых многие армии по всему миру начали рассматривать воздействия новых технологий на боевую эффективность. Впервые пехотинец был изучен как полноценная боевая система, в целях усиления его подвижности, жизнеспособности, разрушительной мощи и средств коммуникации.
Эти программы достигли своей высшей точки в сентябре 2000 года с первым эксплуатационным тестом системы «Land Warrior» в 82 американской воздушно-десантной дивизии. Её основная цель– использование коммерческих технологий вместе с существующими военными аппаратными средствами, чтобы предоставить пехотинцу расширенный контроль ситуации. Контроль за ситуацией считали наиважнейшим параметром, поскольку очевидно, что более информированный солдат более эффективен в любой боевой роли.
Эти системы «Land Warrior» сосредоточивались на выведении динамических цифровых карт, получении информации и изображений от установленного на оружии тепловизионных прицелов (TWS). Визуальные элементы системы включали видеокамеру, установленный на шлеме дисплей и автоматический карабин М4, оборудованный TWS.
Воины снабженные системой «Land Warrior» также извлекли выгоду и из лазерного дальномера / цифрового компаса и улучшенных коммуникаций с встроенной компьютерной / радио подсистемой, которая обеспечивает как передачу голоса так и беспроводную передачу данных.
Этот комплексный подход оказался очень тяжёлым в бою (во время первой войны в Ираке). Однако система служила хорошим подтверждением базовой идеи и создала достаточные предпосылки для создания 'второго поколения' этой технологии.
ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЯ БИТВЫ БУДУЩЕГО
Введение этих систем имеет очень существенное тактическое значение. Интегрированное использование беспроводной связи, приемников GPS и тепловизионных прицелов позволяет выполненить рассеянное, но все же высоко скоординированное развертывание ночью или при неблагоприятных условиях.
Она разрешает командиру взвода или роты динамически управлять течением боя, предоставляя им позиции дружественных и известных вражеских сил в реальном времени и условия для передачи текстовых и голосовых сообщений.
Это почти делает управление полем битвы игрой в некую сложную компьютерную стратегию в реальном времени, так как сообщения и перемещения солдат в реальном времени, позволяет реагировать, предвосхищать и отвечать на изменения динамики поля битвы ежеминутно.
Последовательные реальные испытания «Land Warrior» на огневых учениях продемонстрировали эту способность, солдаты снабженные новым оборудованием, показывали явное преимущество перед обычными войсками.
Однако, возможно, самым революционным аспектом «Land Warrior» было то, как этот комплект помогал пехотинцам работать в качестве датчиков для сбора данных через интеграционный комплект установленный на боевых машинах пехоты «Stryker».
Интеграционный комплект «Land Warrior» для боевых машин пехоты «Stryker», который обеспечивает расширение индивидуальной сети солдата, чтобы обеспечить голосовые и цифровые коммуникации с находящимися снаружи единицами, а также интеграцию в «Армейскую Систему Боевого Командования» и «распределенную систему боевого управления» («Force XXI Battle Command Brigade and Below» (FBCB2)).
Хотя последующие, в большинстве своём успешные, испытания и недавнее развертывание в подразделении боевых машин пехоты Stryker раскрыли множество недостатков. Самые существенные из них - значительная задержка времени обновления карты. Другие проблемы - например, высокий вес единицы, низкий срок службы аккумулятора, устарелой электроники и оптики - также вызывают беспокойство. Эти недостатки, плюс всё ещё высокая стоимость 30 000 $ за единицу, привели к отказу от Land Warrior в феврале 2007 года.
Несмотря на недостатки Land Warrior, оно является доказательством успешности будущих моделей и демонстрирует его потенциал, в работе в качестве `умножителя сил`, радикально изменяя развёртывание сил и боевую эффективность пехоты, использующей систему. С помощью новых коммерческих технологий становится возможно произвести эффективные решения всех недостатков, выявленных во время испытаний Land Warrior.
РАЗВИТИЕ ПО ВСЕМУ МИРУ
Признание успешности этих испытаний лучше всего демонстрируется числом стран, начавших то, что можно широко назвать программами 'солдата будущего'. Эти программы включают Land 125 (Австралия), Félin (Франция), IdZ (Германия), Combatiente Futuro (Испания), Soldier Modernisation Programm (Нидерланды), NORMANS (Норвегия), Soldado do Futuro (Португалия), IMESS (Швейцария), MARKUS (Швеция), ANOG (Израиль), FIST (Великобритания), BEST (Бельгия) Objective Force Warrior (США).
Самая амбициозная из этих программ - Objective Force Warrior (OFW). Начатая в 2002 году как замена для Land Warrior, OFW стремится осуществить целостное решение оборудования, контроля и сообщения с пехотинцем будущего, чтобы сделать солдата в 20 раз более эффективным, чем простые солдаты.
Ядро программы OFW - замена больших, хрупких и неэффективных батерей систем Land Warrior на системы легкие, надежные, с полным спектром возможностей. Эти возможности включают в себя улучшенные системы оружия, индивидуальную броню, медицину, переносные батареи, улучшенные коммуникации, датчики и современные компьютерные системы.
В рамках OFW существуют датчики и прицельные устройства, которые объединены в шлеме, и обеспечивают изображение в инфракрасном, тепловом, видимом диапазоне, а также данные химического / биологического датчика на визоре перед солдатским глазом.
Оборудование уже встроено в носимую форму с интеграцией физиологических датчиков, чтобы проводить медицинский контроль за признаками жизни.
Эти новые технологии призваны сделать поддержку войск на поле боя намного проще и снизить смертность и ранения с помощью раннего обнаружения раненых и более эффективного реагирования на критические ситуации.
C4I?
Вместе со стратегическими и тактическими выгодами для армии будущего, которые даёт объединённая в сеть пехота, эта же эта самая технология имеет ряд существенных проблем безопасности.
В свете известной поговорки, 'единственный безопасный компьютер это тот, который заперт в закопанной коробке', широкое распространение введение сетей C4I (команда, контроль, коммуникации, компьютер и данные), приведёт к масштабным сражениям за 'электромагнитное господство' в будущих конфликтах.
Сами эти системы могут подвергнуться нападению, и армия должна быть готова к любой попытке посягнуть на эффективность.
С увеличивающейся степенью использования компьютерных сетей и их преимуществ, против таких высокотехнологических военных могут быть разработаны асимметрические стратегии – например, с использованием взлома, радиопомех или дезориентации – эта проблема стала центральной в стратегических исследованиях множества военных организаций.
Увеличение признаков растущей вероятности реализации таких стратегий в России и Китае указывает на то, что американская уверенность относительно компьютерных сетей представляет ее самую большую уязвимость.
Кроме того, передача технологий пехоте выводит военные сети C4I на новый уровень уязвимости. Захват солдат или транспортных средства может представить намного большую проблему, поскольку враг тогда будет в состоянии попробовать получить доступ к сетям C4I и использовать это оборудование против той армии, которая первоначально развернула его. В то время, как в прошлых конфликтах любые такие захваты ограничивались только потерей некоторого количества тактической информации, будущие захваты обеспечивают возможность вражеским силам перехватить доступ к сетям передачи данных и всему богатству информации, имеющейся в наличии.
Дополнительный плюс к защите как против взлома так и против захвата оборудования - введение сетевого шифрования высокого уровня и способность сети изолировать и исключать подозрительное оборудование. В настоящее время первичные стандарты беспроводных сетей сосредоточены на стандарте IEEE 802.11, с технологией, используемой на транспорте, командных пунктах, узкоспециализированные сетях спецназа и организации сети автономных датчиков основания для наблюдения, защиты и сбора информации.
В будущем армия сосредоточится на улучшении способностей IEEE 802.11 не только в сфере увеличения диапазона (сейчас модифицированная технология COTS (коммерческая разработка) обеспечивает до 25 квадратных км покрытия для ненаправленной антенны или 30 км для направленной антенны (например Elbit MaXess), но и на введении шифрования высокого уровня, чтобы обеспечить специальную зашитную сеть или радиосвязи.
Введение таких мер учитывает передачу голоса, видео и данных по безопасной сети (например. SecNet 11 Плюс).
Однако, как и со всеми новыми военными технологиями, гонка вооружений (меры, контрмеры и противоконтрмеры) уже началась.
Комментарии: