В 1942 году на авианосцах Королевского Военно-Морского флота Британии (Royal Navy), все еще использовались торпедоносцы-бомбардировщики бипланы Fairy Swordfish и Albacore времён Первой мировой войны - и они работали. Они потопили половину линейных кораблей итальянского флота в гавани Таранто в ноябре 1940 года и нанесли вред немецкому Бисмарку, самому смертоносному линейному кораблю того времени, в мае 1941 года.
В феврале 1942, однако, авиакрыло бипланов Fairy Swordfish было уничтожено немецкими боевыми истребителями наземного базирования. Самолёты попытались напасть на немецкие линейные крейсеры Scharnhorst и Gneisenau, когда те переплыли Ла-Манш посреди бела дня - вызов и оскорбление Королевского флота в его родных водах.
Messerschmitt Me-262
На протяжении 3 с половиной лет, Luftwaffe - немецкие воздушные силы – имели сверхбыстрые двухмоторные реактивные истребители, бомбардировщики и самолёты-разведчики со стреловидным крылом известные как Мессершмитт Me.262 (Messerschmitt Me-262). Он стал первым в мире серийным реактивным самолётом и первым в мире реактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях.
V-1
Вторая мировая война началась с польской армии, верующую в стратегическую мощь огромных сил конной кавалерии – что герцог Веллингтон и Генерал Улисс Симпсон Грант расценили бы как безумство ещё предыдущем столетии и закончилось Нацистской Германией, бомбардирующей британскую столицу Лондон баллистическими ракетами V-2 и самолетов-снарядов V-1, которые были прародителем современной крылатой ракеты. V-1 была первым реально применявшимся беспилотным летательным аппаратом. Название V происходит от немецкого слова Vergeltungswaffe (оружие возмездия).
Но в промежутках между большими войнами эволюция оружейных систем имеет тенденцию замедляться. Никто и не думал в 1950-ых годах, когда первый бомбардировщик Боинг B-52 «Летающая Крепость» начал эксплуатироваться американскими ВВС, что спустя более чем пол столетия они всё ещё будут эффективной стратегической оружейной системой. Даже современные линейные корабли имеют срок эксплуатации вдвое меньше. B-52 участвовал во втором этапе войны во Вьетнаме (1969-1975), операции «Буря в Пустыне» (1990-1991) и контртеррористической операции в Афганистане которая длится по сей день.
Lockheed C-130 Hercules - транспортный самолет укороченной посадки и взлета - обладал еще более долгой карьерой. Спрос на новую модификацию "J" и модель Super-Hercules, которую Lockheed Martin продолжает изготовлять, сегодня остается высоким как в американских ВВС и среди стран НАТО.
Ту-95
Но даже B-52 и C-130 по продолжительности жизни в подмётки не годятся русскому стратегическому бомбардировщику Ту-95.
Он создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый вылет 12 ноября 1952 г., с экипажем лётчика-испытателя А.Д.Перелёта. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.Серийное производство началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе и продолжается по сей день. Объём выпуска превысил 500 машин. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 "Стратофортрес" крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика - Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара.
Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя двигателями расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси - явная копия больших стратегических бомбардировщиков Боинг дальнего действия конца 1940-ых - начала 1950-ых годов, которые начались с B-47 и достигли высшей точки развития в B-52 - Ту-95, как считают американцы, конструктивно менее совершенен чем любой из них, поскольку его двигают не реактивные турбины, а всего лишь турбовинтовыми моторы. Однако Ту-95 имеет низкий расход топлива, а ресурс якобы устаревших турбовинтовых моторов оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя, применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. Пропеллерный Ту-95, относительно уязвимый и медленный, является настолько полезным для российских ВВС, что в настоящее время есть планы держать его на боевом дежурстве до 2040 года.
Конечно, ни один из этих самолетов сейчас уже совсем не тот что летали в далёких 1950-ых годах. Их непрерывная модернизация или "эволюция" продолжаются установкой новых оружейных систем, электронных контрмер, и даже заменой старых двигателей новыми в старом корпусе.
В наземной войне скорость эволюции или видоизменение условий боя идёт намного быстрее чем в воздухе, и все же основные принципы ведения боя остаются без изменений.
Комментарии: