Движения, благодаря которым горбатым китам Megaptera novaeangliae, удается выполнять акробатические трюки и разворачиваться под водой на месте - несмотря на большие грудные плавники - вдохновили авиационных инженеров в Геттингене, Германия, на создание более быстрых и тихих роторных лопастей для вертолетов.
Вертолет имеет ротор, лопасти которого осуществляют подъем, контроль за направлением и перемещение. Когда ротор вращается, балансирующее лезвие - которое движется в том же направлении, что и аппарат - движется быстрее, чем отступающие лезвие на противоположной стороне. Эти различные скорости создают турбулентности, вибрации и нестабильности - особенно во время быстрого полета или же поворота, в то время, как отступающее лезвие может замедлится, в результате чего вертолет может потерять высоту. По причине этого, вертолетные инженеры тратят много времени на то, чтобы минимизировать этот эффект.
Отметив ловкость горбатых китов в воде, Кай Рихтер и его коллеги из Германского аэрокосмического центра (DLR) интересуются, может ли что-то аналогичное выступам на грудных плавниках кита, которые, как известно, обеспечивают его подъем под водой и повышают его плавучесть, помочь им улучшить конструкцию вертолетов. Масштабируя эти выступы по отношению к ширине ротора, они создали резиновые втулки 6-миллиметрового диаметра и разместили 186 из них на роторах вертолета (см. рисунок выше).
Это действительно значительно отсрочило сваливание и разницу уже заметили летчики-испытатели, что обеспечивает плавность движения, говорит Кай. Им было рекомендовано запатентовать свое изобретение и в данное время они планируют дальнейшие испытания.
Комментарии: