Приобретение самолета авиакомпанией можно рассматривать как управляемые затраты, не зависимо от соотношения цены самолета, затрат на содержание или лизинговых платежей. Анализ составляющих затрат, безусловно, очень важен, но другой ключевой вопрос - насколько эффективно задействован именно флот в получении прибыли? Количество перевезенных пассажиров в таком анализе должно быть знаменателем в анализе эфективности.
По данным компаний Ryanair и EasyJet, стоимость приобретения и стоимость содержания самолетов у них одинаковы и составляют 6€ и 8€ на одного пассажира - намного ниже, чем такие же показатели у авиакомпаний с аналогичным парком самолетов. У авиакомпании Norwegian он этот показатель равен €15, у Air Berlin--€14, у Spirit--€16 и у Southwest --€33. У AirAsia в первом полугодии 2012 года этот показатель составил 11€.
Указанные показатели являются относительными между затратами и доходами, и очень важны. Подход Ryanair определяет степень производительности затрат по отношению к доходам. Низкая стоимость собственности в сочетании с высокой производительностью дохода является идеальной комбинацией для бизнеса.
Другими словами, каждый евро, потраченный на приобретение самолета и его содержание, авиакомпании Air Berlin в первом полугодии 2012 года принес 4.7 €; Norwegian-- 5.7 €; малайзийской AirAsia's--5.8 €.
Десятилетие назад авиакомпании Ryanair и EasyJet были чуть ли не единственными покупателями самолетов вместимостью около 150 пассажиров. Адекватные цены, предложенные этим авиакомпаниям с учетом данного фактора, были полностью предсказуемыми. Однако, есть два существенных различия-- цена, по которой приобретались самолеты, и стоимость их капитализации. Преимущества, которые получили Ryanair и EasyJet в 2002/03, вряд ли будут повторены. События тех лет имеют огромное значение для нынешних успешных бюджетов обеих авиакомпаний.
Что касается современных заказов на самолеты, размещение заказа на максимально возможное количество самолетов не является никакой гарантией успеха, даже при условии снижении цены на новые самолеты. Учитывая повышение стоимости содержания (растущие цены и стоимость капитала), предположение, что некоторые авиакомпании смогут получать прибыль, сдавая в аренду впоследствии нежелательные поставки самолетов, ничем не обосновано.
Комментарии: