"...Важнейшей задачей аэродинамического проектирования многорежимных самолетов является определение оптимальных аэродинамических обводов, обеспечивающих увеличение аэродинамического качества как на сверхзвуковых, так и на дозвуковых скоростях полета. Реализация сверхзвукового крейсерского полета требует применения тонких крыльев большой стреловидности по передней кромке с оптимальной деформацией срединной поверхности самолета, обеспечивающей самобалансировку на заданном режиме полета и с заданным запасом продольной статической устойчивости.В то же время при дозвуковых скоростях полета основной эффект по снижению индуктивного сопротивления тонкого крыла достигается за счет реализации подсасывающей силы на передней кромке крыла, что позволяет уменьшить коэффициент индуктивного сопротивления более чем в 2 раза. Заметим, что эффект от оптимизации распределения циркуляции по размаху составляет всего несколько процентов.В результате для многорежимных самолетов наиболее рациональным способом увеличения аэродинамического качества на дозвуковых скоростях полета является применение адаптивной механизации (или крыла с профилем изменяемой кривизны). Высокий уровень аэродинамических характеристик обеспечивается за счет восстановления подсасывающих сил на передней кромке тонкого искривленного крыла при дозвуковых скоростях и малого волнового сопротивления плоского или с оптимальными для сверхзвукового крейсерского полета деформациями срединной поверхности." Кроме графиков и формул присутствует и упрощенная схема продувочной модели, обработка которой привела к появлению картинки "МФП - ЦАГИ". Это крупный истребитель с развитым ПГО и вероятно не относящийся к сверхманевренным самолетам, что впрочем сложно реализовать при взлетном весе в 50 - 60 тонн. Крыло площадью 113 кв.м с адаптивным предкрылком позволяет получить многорежимную машину без применения изменяемой стреловидности. Довольно вместительный отсек полезной нагрузки длиной 7 м и шириной 2.6 м. Расположение воздухозаборников двигателей на схеме не показано, предположительно сверху, по бокам фюзеляжа. Носовая часть от Су-33КУБ. На сегодняшний день это первое упоминание в официальной прессе о данном проекте.
В конце восьмидесятых годов советская военная машина находилась на пике своего развития. Еще бы, государство выделяло деньги на любые проекты способные обеспечить если не превосходство то хотя бы паритет с НАТО.
В ОКБ МиГ полным ходом шли работы над целым рядом новых боевых машин:
- многофункциональный истребитель, МФИ.
- легкий фронтовой истребитель, ЛФИ.
- многоцелевой дальний перехватчик, МДП.
- два проекта гиперзвуковых самолетов, 301 и 321.
ОКБ Сухого реализовывало следующие проекты:
- штурмовик девяностых Т-12.
- легкий фронтовой истребитель - одномоторный Су-37.
- многофункциональный палубный истребитель С-32.
- средний бомбардировщик "объект 54С".
Как этот период "невиданной щедрости" контрастирует с нынешними финансовыми проблемами ПАК ФА! Несмотря на такие "тепличные условия" наша авиационная промышленность вероятно оказалась в шоке когда американские военные рассекретили F - 117.Сказка явилась былью. Что прикажете делать с практически готовым 1.42, в конструкцию которого "стелс - технологии" закладывались "постольку - поскольку". Не знаю чем, но наши конструкторы сумели оправдаться в глазах военных. Да так, что даже в середине девяностых годов министр обороны, небезызвестный "Паша - Мерседес" ( Павел Грачев ), называл "Стелс" - мифом аналогичным СОИ! Надо отдать должное, сам инженерный корпус начал срочно исправлять положение. Уже в конце восьмидесятых в авиационной ДСП - литературе стали появляться серьезные аналитические статьи на тему снижения ЭПР (эффективной площади рассеивания). Возможно, что уже тогда стали подумывать над глубокой модернизацией МФИ. Если бы Советский Союз не "отдал концы", то в 1995 году 1.42 под индексом МиГ-35 был бы передан в серию, а новая многоцелевая машина полностью отвечающая требованиям пятого поколения могла появиться уже к 2005 году. Нынешний ПАК ФА несмотря на то, что является самым большим истребителем в мире ( по сообщениям индийской прессы его полетный вес превысил 35 тонн ) все же являет собой линию развития отечественных "истребителей - бомбардировщиков" ранее представленную МиГ-29 ( максимальный вес - 18840 кг ) и МиГ-21 ( 9400 кг ). Показательно, что прыжок через поколение удваивает максимальный взлетный вес. Насколько известно, работы над линией "истребителей - перехватчиков" так же ведутся. Форпостом в этом деле, после схода с дистанции ОКБ "МиГ" со своим 1.42, является ОКБ "Сухого". Перспективную машину, способную заменить МИГ-31 для обеспечения финансирования, можно считать ответом на американский "Региональный бомбардировщик". Многофункциональный перехватчик МФП ( назовем его так, дабы не путать с МФИ девяностых годов), по срокам поступления на вооружение следует отнести к шестому поколению истребителей. Хотя требования к "Поколению - шесть" еще не сложились, уже очевидно, что костяк его составят беспилотные самолеты. Поэтому перспективная машина должна будет обладать всеми необходимыми качествами, как то: взлет и посадка, перехват воздушных и атака наземных целей в полностью автоматическом режиме. Основное же назначение МФП - "вооруженный воздушный командный пункт". По статистике максимальный взлетный вес нового перехватчика будет сопоставим с МиГ-31М и составит 50 - 55 тонн. Такие масштабы позволят разместить в отсеке не только оружие класса "воздух - воздух", но и ракеты "воздух - земля". Дальность машины позволит без дозаправки сопровождать дальние бомбардировщики и выведет ее в разряд "стратегических систем". В целях обеспечения полета на малой высоте и короткого взлета - посадки МФП может быть оснащен крылом изменяемой стреловидности. Рекордный взлетный вес перехватчика потребует и сверхмощных двигателей. В статье "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации России" упоминается проект нового авиационного мотора который создают "Конструкторское бюро перспективных технологий" (КБПР) входящее в состав фирмы "Салют" и ГУП "Завод им. В.Я. Климова". Тяга его, как сообщается, составит 25000 кгс. Возможно также, что двигатель будет обладать возможностью изменения степени двухконтруности, хотя это и ведет к усложнению конструкции, но позволит получить выгодные расходы топлива как на дозвуковом так и сверхзвуковом режимах полета. Несмотря на столь заманчивые перспективы шанс постройки такой крупной машины практически равен нулю, даже часть оборудования созданного в рамках проекта Т-50 ОКБ Сухого которое может быть применено и на МФП не позволит снизить колоссальные ( в рамках бюджета РФ ) расходы потребные для его создания. Стоимость НИОКР может достичь 7.5 - 10 млр. долларов.
Представленная компоновка с крылом типа "ножницы" изучалась на стыке восьмидесятых и девяностых годов когда иллюзии преимуществ обратной стреловидности еще не были разбиты о скалы практики. Изюминкой такого варианта считается одна, общая для обоих крыльев ось поворота, правда не ясно как это можно реализовать при достаточно широком центроплане. Другой вариант менее экзотический, а потому ближе к реальности - обычное трапециевидное крыло с полностью адаптивными передней и задней кромками.
Комментарии: